Одним из основных достижений духовной культуры Китая считают конфуцианство – гармоничную систему, включающую социальную этику, образование, мировоззрение, образ жизни, искусство управления государством и политическую идеологию. Более 20 веков являясь официальной идеологией этой страны, оно никогда не позиционировалось как религия.
Что такое конфуцианство
Древнейшая в мире философская система, в основу которой легли, не утратившие с течением времени своей актуальности, этические и нравственные принципы поведения человека. Учение Жу Сюэ («школа образованных людей») появилось в Китае в V вв. до н. э. Термин «конфуцианство» пришел с Запада, и аналога в китайском языке он не имеет.
Древнекитайское конфуцианство по своей сути является собранием учений, источником которых послужили древние мифологические сюжеты с элементами эмоционально окрашенных идеологических систем. Оно объединило и обобщило в себе духовный опыт предыдущих поколений, согласно ключевой установке «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее».
Идеальным обществом, с позиции конфуцианства, можно считать гармоничную социальную структуру, созданную по древнему подобию, когда каждая личность действует в рамках своей функции.
Суть конфуцианства полностью отражает один из афоризмов Кун Фу-Цзы: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Эта этико-философская доктрина служила официальной идеологией Китая более 22 веков, вплоть до образования КНР. Учение не затрагивает вопросы теологии – этика школы не религиозна, ее основой является гуманизм.
Основополагающими принципами конфуцианства служат вопросы взаимоотношений:
- между гражданами вообще;
- между людьми, относящимися к разным социальным группам общества;
- между государством и его гражданами.
Учение опирается на «пять постоянств» – качеств благородного человека:
- жэнь – гуманность, милосердие;
- ли – ритуал;
- и – долг;
- синь – добросовестность;
- чжи – мудрость.
Жэнь относят к основополагающим принципам. Он – высший регулятор взаимоотношений в социуме.
«Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Конфуций
Некоторые из значимых понятий:
- сяо – почитание и служение предкам (родителям);
- чжун – преданность, верность;
- шунь – покорность , послушание;
- юн – храбрость;
- ти – уважение и почтительное отношение к старшим.
В конфуцианстве существуют нормативные понятия:
- цзюнь-цзы – благородный муж, носитель всех добродетелей. Также значение «правитель»;
- сяо жэнь – маленький, ничтожный, эгоистичный, духовно и нравственно ограниченный человек.
К центральным концепциям относят понятие чжэн мин – исправление имен. Смысл термина в приведении в соответствие наименования и внутренней сущности процессов и вещей.
В связи с утратой оригинальных текстов, учение реконструировали, опираясь на множество первоисточников. Постепенно создававшийся Конфуцианский канон распался на две части – «Пятикнижие» и «Четверокнижие».
«У-Цзин» – «Пять канонов». Сборник текстов, названный «Пятикнижие», состоит из пяти древних памятников китайской литературы VI-V вв. до н. э. Большая часть оригинальных текстов была утрачена и во II в до н. э. восстанавливалась по устным источникам.
«Это неважно, что медленно ты идешь…. главное – не останавливайся». Конфуций
Реконструированное «Пятикнижие» содержит множество поздних наслоений – ученые, занимавшиеся восстановлением трудов, добавляли свои комментарии вплоть до фальсификации текстов. Это делалось осознанно с целью адаптировать «У-Цзин» к политической ситуации своей эпохи.
«Пять канонов» включают в себя:
- И-цзин («Книга перемен») – система гадания, дополненная комментариями.
- Ши-цзин («Книга песен») – представляла собранные учителем Кун 311 песен. Была полностью уничтожена и восстановлена из устных источников.
- Ли-цзи («Книга церемоний») – регламентирует проведение религиозных обрядов, нормы общественных отношений и др.
- Шу-цзин («Книга преданий») – сборник легенд, рассказывающих о древней истории Китая. Канон содержит рассуждения об идеальном механизме управления государством, а его редакция приписывается Конфуцию.
- Чунь-цю («Весны и осени») – хроника древнекитайского княжества Лу, согласно легенде, написанная самим Конфуцием. Акцент делается не на описание самих события, а на их этическую оценку. Философ использовал принцип «восхваление и порицание», что позволило летописи «умалчивать, но не скрывать». Оригинал не сохранился, канон был восстановлен одним из учеников Кун Фу-Цзы.
«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю». Конфуций
Тексты «Пятикнижия» служат основой традиционного образования в Китае.
Сы шу – «Четверокнижие». Свод из четырех текстов, который последователи учения позиционируют как введение в конфуцианство. Был создан в XII в. четырьмя авторами-неоконфуцианцами, выступившими как прямые продолжатели учения древнекитайского философа Кун Фу-Цзы.
В «Четверокнижие» входят:
- Да сюэ («Великое учение») – главная книга Сы шу была создана в III-II вв. до н. э. Этико-политический канон определяет три цели и восемь этапов их достижения.
- Лунь Юй («Беседы и суждения») – главный канон учения, составлен из заметок учеников о поступках учителя, его высказываниях и диалоги с ним.
- Мэн Цзы – трактат составляют беседы и рассуждения о философии, морали и политике, в которых конфуцианские принципы противопоставляются новым доктринам (янгизму и моизму).
- Чжун юн («Учение о серединном и неизменном») – самый короткий текст среди конфуцианских канонов. Представляет собой собрание афоризмов, в которых использованы такие ключевые понятия, как образованный человек, добродетель и искренность.
Вместе с «Пятикнижием», «Четверокнижие» составляет Конфуцианский канон и признано основой классического обучения китайцев.
Где распространено конфуцианство
Учение получило наибольшее влияние в Поднебесной и странах Юго-Восточной Азии:
- Корее;
- Вьетнаме;
- Тайване;
- Гонконге;
- Сингапуре;
- Макао.
В Западную Европу конфуцианство завезли миссионеры-иезуиты. В XVII в. Европу охватила страсть к восточной экзотике и, в частности, к китайской философии. В 1687 году иезуиты перевели «Беседы и суждения» на латынь.
Принципами конфуцианства восхищались европейские просветители – Вольтер, Монтескье, П. Пуавр, Лейбниц. В Америку учение попало вместе с китайскими эмигрантами.
По статистике, на 2010 год численность последователей учения Кун Фу-Цзы – 6 516 000 человек, которые проживают в 16 странах мира.
Основные идеи конфуцианства
Основу учения составляют правила, регламентирующие поведение каждого человека. Разработанные Конфуцием нормы этики опираются на культ предков, почитаемых в Китае. Давно ушедшие из жизни играли в китайских семьях значительную роль: к ним обращались за помощью и мудростью, они признавались эталоном правильности и образцом для подражания.
Опираясь на культ предков, конфуцианцы выделили пять основных типов взаимоотношений между взаимосвязанными людьми:
- Почтение детей к родителям.
- Доброжелательное отношение между старшими и младшими детьми: старшие наставляют, младшие – помогают.
- Почтительно отношение жены к мужу, уважительное – мужа к жене.
- Уважительное отношение молодых к старшим членам общества, доброжелательное наставничество старших к младшим.
- Достойное отношение правителей к подчиненным, почитание правителя со стороны подчиненного.
Доктрина, созданная Кун-Фу-Цзы, ориентирована на культивирование высокого чувства долга, стремление к справедливости, добродетели и самосовершенствованию. Особое значение придавалось неукоснительному соблюдению принятых норм и церемониальных ритуалов, духовно дисциплинирующих человека.
Основные идеи учения можно свести к пяти чертам, необходимым каждому индивидууму:
- Истинное отношение. Благородный муж существует в гармонии с окружающими. Имеет также значение жесткого самоконтроля и высокой самодисциплины.
- Истинное поведение. Для идеального человека естественно знание и применение этикета. Он почитает своих предков согласно традициям и правилам.
- Истинное знание. Достойный человек всегда высокообразован. Он знает историю страны, знаком с юридическими нормами, китайской поэзией и музыкой.
- Истинное состояние духа. Благородный муж верен своим идеалам и справедлив к другим. Его поступки устремлены на улучшение жизни окружающих.
- Истинное постоянство. В стремлении к самосовершенствованию у человека нет права остановиться и отступить. Пятая черта характера – постоянство.
«Избрав цель, иди к ней всем сердцем». Конфуций
Конфуцианство как учение несло обществу духовный комфорт и консервативную стабильность, что гарантировало отсутствие социальных потрясений.
Конфуцианство и даосизм
Два китайских вероучения, конфуцианство и даосизм, зародились приблизительно в одно время и имеют как общие культурные корни, так и социальные предпосылки.
Учение Конфуция уделяет основное внимание социальным вопросам, а даосизм – духовному поиску. Их объединяет сходство убеждений о человеке и обществе и стремление к самосовершенствованию.
Но, если конфуцианство – путь самоограничения и жесткого контроля, то даосизму путь борьбы чужд. Задача адепта – пребывая в состоянии спокойного созерцания не мешать произвольному течению потока сознания.
С точки зрения даосизма, любые правила и нормы (фундаментальные основы конфуцианства) рассматриваются как:
- насильственное подавление личности;
- навязанное неестественное образование, подавляющее проявление истинной сущности;
- факторы, отдаляющие человека от его мира.
Несмотря на ряд противоречий, в Китае эти традиции успешно сосуществовали, дополняя и обогащая друг друга.
«По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки». Конфуций
Конфуцианство и буддизм
Буддизм (как религия) и конфуцианство (как этико-философское учение) имеют много общих черт:
- поощряют добрые поступки;
- поддерживают самоотречение ради другого;
- почитают старших;
- придают большое значение духовному росту.
Но, если в конфуцианстве совершенство личности необходимо для построения идеального государства, конечная цель буддизма – достижение личностью нирваны.
Конфуцианство и христианство
Эти две системы мировоззрения практически не имеют ничего общего.
Конфуцианство ориентировано на решение социальных проблем и предлагает реалистичную концепцию, направленную на активное внедрение детально прописанного социального идеала.
Христианство как мировоззрение, малопрактично и абстрагировано от жизненных реалий. В учении Христа социальной проблематике внимание не уделено.
Источники ценностей тоже различны. В христианстве – это любовь к богу. Земная жизнь рассматривается как временные испытания на пути к истинной жизни, которая откроется за гробом.
В конфуцианстве на первом месте стоит активная созидающая любовь к людям. Центральной фигурой учения является реальный человек и стремление к его земному благополучию.
Конфуцианство и ислам
Самая молодая религия мира – ислам, опирается на веру в:
- единого бога;
- пророков;
- Писание;
- Судный день.
Он в равной мере духовное и рациональное учение. Как и конфуцианство, ислам учит уважению к людям, любви к семье и подчинению старшим.
Неоконфуцианство
В VIII в. в Китае произошли изменения, связанные с усилением влияния буддизма, который приобрел значительный вес в социальной жизни. Возникла необходимость в обновлении идеологии, что взяли на себя Хань Юй и Ли Ао.
Обновленная доктрина получила название «Неоконфуцианство» и явилась результатом интегрирования элементов буддизма и даосизма в старую идеологию.
Возникновение конфуцианства. Биография Конфуция
Доктрина «ученых книжников» сформировалось в Китае в форме идеологии этико-социально-политической направленности во время глубоких внутренних потрясений в стране. Основоположником его был китайский философ Кун Цю (551-479 года до н. э). Последователи его называли Кун Фу-Цзы, учитель Кун – в латинизированной форме имя приобрело вид «Конфуций».
Во время Сражающихся царств философская школа учителя Куна была одной из Ста школ Китая. После падения империи Цинь учение с названием «конфуцианство» приобрело статус государственной идеологии, который сохраняет и в наше время.
Родился Конфуций в 551 г. до н. э. недалеко от города Цюйфу. Он происходил из рода Кун. Его отцом был 63-летний военный Шулян Хэ, а матерью – 17-ти летняя наложница Янь Чжэнцзай.
Мать много рассказывала сыну о величии рода и деяниях его предков. Потому у мальчика крепло сознание о необходимости занять в жизни место, достойное его великих прародителей. Он начал заниматься самообразованием, и его назначили сначала распорядителем амбаров, затем – чиновником, ведающим скотом.
Великий китайский философ Конфуций и его учения:
Он женился в 19 лет, в 22 года стал народным учителем, а в 30 окончательно определился в своих религиозно-нравственных убеждениях. Вокруг него собирались ученики, слава о нем распространялась по стране.
Ему оказывали почести знатнейшие князья, В 51 год он занимал должность городского головы в государстве Лу, затем был министром общественных работ, а позже – министром юстиции.
Конфуций оставил Лу из-за разрушительного влияния фавориток на дела государства и скитался вместе со своими учениками по раздробленному на мелкие княжества Китаю. Его звали на службу императоры, но он посвятил всего себя своим ученикам.
«Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал!». Конфуций
Он вернулся на родину, где и умер в возрасте 74 лет непризнанным и разочарованным.
При жизни учение Кун-Фу-Цзы не было принято правящим классом. После его смерти был создан настоящий культ почитания его личности. На могиле приносили жертвы, позже ему посмертно даровали титул князя. Начиная с 54 г. до н. э., в его честь проводились праздники с жертвоприношениями, а в городах Конфуцию возводились храмы.
Предназначение конфуцианства – воспитать поколения китайцев как высокодуховных и порядочных людей. В качестве эталона для подражания был создан образ Благородного мужа, на который должны равняться все, чтобы в итоге создать высокоупорядоченное, справедливое и гармоничное общество. Именно оно является центром конфуцианского мировоззрения и его главной целью. А как считаете вы, стоит ли придерживаться принципов конфуцианства? Поделитесь мнением в комментариях.
Кратко об идеях конфуцианства сказано и в видео ниже:
Также можно ознакомиться с нашей статьей на тему: В чем суть веры кришнаитов и какая роль религиозного движения в России. Об этом здесь.
Источники:
- https://mychinaexpert.ru/osnovnye-idei-konfucianstva/
- https://www.chinahighlights.ru/travelguide/religion/kongfuzi-index.htm
- https://knr-tst.ru/movie-news/sut-ucheniia-konfutsiia-osnovnye-idei-konfutsianstva/
- https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Jablok/_11.php
- https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHbb6fbae980327d862096bb
ВконтактеОдноклассникиFacebookTwitterМой мир