Что такое конфуцианство и его роль в духовной культуре Китая

Одним из основных достижений духовной культуры Китая считают конфуцианство – гармоничную систему, включающую социальную этику, образование, мировоззрение, образ жизни, искусство управления государством и политическую идеологию. Более 20 веков являясь официальной идеологией этой страны, оно никогда не позиционировалось как религия.

Что такое конфуцианство

Древнейшая в мире философская система, в основу которой легли, не утратившие с течением времени своей актуальности, этические и нравственные принципы поведения человека. Учение Жу Сюэ («школа образованных людей») появилось в Китае в V вв. до н. э. Термин «конфуцианство» пришел с Запада, и аналога в китайском языке он не имеет.

Древнекитайское конфуцианство по своей сути является собранием учений, источником которых послужили древние мифологические сюжеты с элементами эмоционально окрашенных идеологических систем. Оно объединило и обобщило в себе духовный опыт предыдущих поколений, согласно ключевой установке «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее».

Идеальным обществом, с позиции конфуцианства, можно считать гармоничную социальную структуру, созданную по древнему подобию, когда каждая личность действует в рамках своей функции.

Суть конфуцианства полностью отражает один из афоризмов Кун Фу-Цзы: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Эта этико-философская доктрина служила официальной идеологией Китая более 22 веков, вплоть до образования КНР. Учение не затрагивает вопросы теологии – этика школы не религиозна, ее основой является гуманизм.

Основополагающими принципами конфуцианства служат вопросы взаимоотношений:

  • между гражданами вообще;
  • между людьми, относящимися к разным социальным группам общества;
  • между государством и его гражданами.

Учение опирается на «пять постоянств» – качеств благородного человека:

  • жэнь – гуманность, милосердие;
  • ли – ритуал;
  • и – долг;
  • синь – добросовестность;
  • чжи – мудрость.

Жэнь относят к основополагающим принципам. Он – высший регулятор взаимоотношений в социуме.

«Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Конфуций

Некоторые из значимых понятий:

  • сяо – почитание и служение предкам (родителям);
  • чжун – преданность, верность;
  • шунь – покорность , послушание;
  • юн – храбрость;
  • ти – уважение и почтительное отношение к старшим.

В конфуцианстве существуют нормативные понятия:

  • цзюнь-цзы – благородный муж, носитель всех добродетелей. Также значение «правитель»;
  • сяо жэнь – маленький, ничтожный, эгоистичный, духовно и нравственно ограниченный человек.

К центральным концепциям относят понятие чжэн мин – исправление имен. Смысл термина в приведении в соответствие наименования и внутренней сущности процессов и вещей.

В связи с утратой оригинальных текстов, учение реконструировали, опираясь на множество первоисточников. Постепенно создававшийся Конфуцианский канон распался на две части – «Пятикнижие» и «Четверокнижие».

«У-Цзин» – «Пять канонов». Сборник текстов, названный «Пятикнижие», состоит из пяти древних памятников китайской литературы VI-V вв. до н. э. Большая часть оригинальных текстов была утрачена и во II в до н. э. восстанавливалась по устным источникам.

«Это неважно, что медленно ты идешь…. главное – не останавливайся». Конфуций

Реконструированное «Пятикнижие» содержит множество поздних наслоений – ученые, занимавшиеся восстановлением трудов, добавляли свои комментарии вплоть до фальсификации текстов. Это делалось осознанно с целью адаптировать «У-Цзин» к политической ситуации своей эпохи.

Читайте также:  Что такое в православии кощунство и как с этим бороться

«Пять канонов» включают в себя:

  1. И-цзин («Книга перемен») – система гадания, дополненная комментариями.
  2. Ши-цзин («Книга песен») – представляла собранные учителем Кун 311 песен. Была полностью уничтожена и восстановлена из устных источников.
  3. Ли-цзи («Книга церемоний») – регламентирует проведение религиозных обрядов, нормы общественных отношений и др.
  4. Шу-цзин («Книга преданий») – сборник легенд, рассказывающих о древней истории Китая. Канон содержит рассуждения об идеальном механизме управления государством, а его редакция приписывается Конфуцию.
  5. Чунь-цю («Весны и осени») – хроника древнекитайского княжества Лу, согласно легенде, написанная самим Конфуцием. Акцент делается не на описание самих события, а на их этическую оценку. Философ использовал принцип «восхваление и порицание», что позволило летописи «умалчивать, но не скрывать». Оригинал не сохранился, канон был восстановлен одним из учеников Кун Фу-Цзы.

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю». Конфуций

Тексты «Пятикнижия» служат основой традиционного образования в Китае.

Сы шу – «Четверокнижие». Свод из четырех текстов, который последователи учения позиционируют как введение в конфуцианство. Был создан в XII в. четырьмя авторами-неоконфуцианцами, выступившими как прямые продолжатели учения древнекитайского философа Кун Фу-Цзы.

В «Четверокнижие» входят:

  1. Да сюэ («Великое учение») – главная книга Сы шу была создана в III-II вв. до н. э. Этико-политический канон определяет три цели и восемь этапов их достижения.
  2. Лунь Юй («Беседы и суждения») – главный канон учения, составлен из заметок учеников о поступках учителя, его высказываниях и диалоги с ним.
  3. Мэн Цзы – трактат составляют беседы и рассуждения о философии, морали и политике, в которых конфуцианские принципы противопоставляются новым доктринам (янгизму и моизму).
  4. Чжун юн («Учение о серединном и неизменном») – самый короткий текст среди конфуцианских канонов. Представляет собой собрание афоризмов, в которых использованы такие ключевые понятия, как образованный человек, добродетель и искренность.

Вместе с «Пятикнижием», «Четверокнижие» составляет Конфуцианский канон и признано основой классического обучения китайцев.

Где распространено конфуцианство

Учение получило наибольшее влияние в Поднебесной и странах Юго-Восточной Азии:

  • Корее;
  • Вьетнаме;
  • Тайване;
  • Гонконге;
  • Сингапуре;
  • Макао.

В Западную Европу конфуцианство завезли миссионеры-иезуиты. В XVII в. Европу охватила страсть к восточной экзотике и, в частности, к китайской философии. В 1687 году иезуиты перевели «Беседы и суждения» на латынь.

Принципами конфуцианства восхищались европейские просветители – Вольтер, Монтескье, П. Пуавр, Лейбниц. В Америку учение попало вместе с китайскими эмигрантами.

По статистике, на 2010 год численность последователей учения Кун Фу-Цзы – 6 516 000 человек, которые проживают в 16 странах мира.

Основные идеи конфуцианства

Основу учения составляют правила, регламентирующие поведение каждого человека. Разработанные Конфуцием нормы этики опираются на культ предков, почитаемых в Китае. Давно ушедшие из жизни играли в китайских семьях значительную роль: к ним обращались за помощью и мудростью, они признавались эталоном правильности и образцом для подражания.

Опираясь на культ предков, конфуцианцы выделили пять основных типов взаимоотношений между взаимосвязанными людьми:

  1. Почтение детей к родителям.
  2. Доброжелательное отношение между старшими и младшими детьми: старшие наставляют, младшие – помогают.
  3. Почтительно отношение жены к мужу, уважительное – мужа к жене.
  4. Уважительное отношение молодых к старшим членам общества, доброжелательное наставничество старших к младшим.
  5. Достойное отношение правителей к подчиненным, почитание правителя со стороны подчиненного.
Читайте также:  Последняя неделя земной жизни Иисуса: о том, чего вы могли не знать

Доктрина, созданная Кун-Фу-Цзы, ориентирована на культивирование высокого чувства долга, стремление к справедливости, добродетели и самосовершенствованию. Особое значение придавалось неукоснительному соблюдению принятых норм и церемониальных ритуалов, духовно дисциплинирующих человека.

Основные идеи учения можно свести к пяти чертам, необходимым каждому индивидууму:

  1. Истинное отношение. Благородный муж существует в гармонии с окружающими. Имеет также значение жесткого самоконтроля и высокой самодисциплины.
  2. Истинное поведение. Для идеального человека естественно знание и применение этикета. Он почитает своих предков согласно традициям и правилам.
  3. Истинное знание. Достойный человек всегда высокообразован. Он знает историю страны, знаком с юридическими нормами, китайской поэзией и музыкой.
  4. Истинное состояние духа. Благородный муж верен своим идеалам и справедлив к другим. Его поступки устремлены на улучшение жизни окружающих.
  5. Истинное постоянство. В стремлении к самосовершенствованию у человека нет права остановиться и отступить. Пятая черта характера – постоянство.

«Избрав цель, иди к ней всем сердцем». Конфуций

Конфуцианство как учение несло обществу духовный комфорт и консервативную стабильность, что гарантировало отсутствие социальных потрясений.

Конфуцианство и даосизм

Два китайских вероучения, конфуцианство и даосизм, зародились приблизительно в одно время и имеют как общие культурные корни, так и социальные предпосылки.

Учение Конфуция уделяет основное внимание социальным вопросам, а даосизм – духовному поиску. Их объединяет сходство убеждений о человеке и обществе и стремление к самосовершенствованию.

Но, если конфуцианство – путь самоограничения и жесткого контроля, то даосизму путь борьбы чужд. Задача адепта – пребывая в состоянии спокойного созерцания не мешать произвольному течению потока сознания.

С точки зрения даосизма, любые правила и нормы (фундаментальные основы конфуцианства) рассматриваются как:

  • насильственное подавление личности;
  • навязанное неестественное образование, подавляющее проявление истинной сущности;
  • факторы, отдаляющие человека от его мира.

Несмотря на ряд противоречий, в Китае эти традиции успешно сосуществовали, дополняя и обогащая друг друга.

«По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки». Конфуций

Конфуцианство и буддизм

Буддизм (как религия) и конфуцианство (как этико-философское учение) имеют много общих черт:

  • поощряют добрые поступки;
  • поддерживают самоотречение ради другого;
  • почитают старших;
  • придают большое значение духовному росту.

Но, если в конфуцианстве совершенство личности необходимо для построения идеального государства, конечная цель буддизма – достижение личностью нирваны.

Конфуцианство и христианство

Эти две системы мировоззрения практически не имеют ничего общего.

Конфуцианство ориентировано на решение социальных проблем и предлагает реалистичную концепцию, направленную на активное внедрение детально прописанного социального идеала.

Христианство как мировоззрение, малопрактично и абстрагировано от жизненных реалий. В учении Христа социальной проблематике внимание не уделено.

Источники ценностей тоже различны. В христианстве – это любовь к богу. Земная жизнь рассматривается как временные испытания на пути к истинной жизни, которая откроется за гробом.

В конфуцианстве на первом месте стоит активная созидающая любовь к людям. Центральной фигурой учения является реальный человек и стремление к его земному благополучию.

Конфуцианство и ислам

Самая молодая религия мира – ислам, опирается на веру в:

  • единого бога;
  • пророков;
  • Писание;
  • Судный день.

Он в равной мере духовное и рациональное учение. Как и конфуцианство, ислам учит уважению к людям, любви к семье и подчинению старшим.

Читайте также:  Собор Благовещения. Фото и интересные факты

Неоконфуцианство

В VIII в. в Китае произошли изменения, связанные с усилением влияния буддизма, который приобрел значительный вес в социальной жизни. Возникла необходимость в обновлении идеологии, что взяли на себя Хань Юй и Ли Ао.

Обновленная доктрина получила название «Неоконфуцианство» и явилась результатом интегрирования элементов буддизма и даосизма в старую идеологию.

Возникновение конфуцианства. Биография Конфуция

Доктрина «ученых книжников» сформировалось в Китае в форме идеологии этико-социально-политической направленности во время глубоких внутренних потрясений в стране. Основоположником его был китайский философ Кун Цю (551-479 года до н. э). Последователи его называли Кун Фу-Цзы, учитель Кун – в латинизированной форме имя приобрело вид «Конфуций».

Во время Сражающихся царств философская школа учителя Куна была одной из Ста школ Китая. После падения империи Цинь учение с названием «конфуцианство» приобрело статус государственной идеологии, который сохраняет и в наше время.

Родился Конфуций в 551 г. до н. э. недалеко от города Цюйфу. Он происходил из рода Кун. Его отцом был 63-летний военный Шулян Хэ, а матерью – 17-ти летняя наложница Янь Чжэнцзай.

Мать много рассказывала сыну о величии рода и деяниях его предков. Потому у мальчика крепло сознание о необходимости занять в жизни место, достойное его великих прародителей. Он начал заниматься самообразованием, и его назначили сначала распорядителем амбаров, затем – чиновником, ведающим скотом.

Великий китайский философ Конфуций и его учения:

Он женился в 19 лет, в 22 года стал народным учителем, а в 30 окончательно определился в своих религиозно-нравственных убеждениях. Вокруг него собирались ученики, слава о нем распространялась по стране.

Ему оказывали почести знатнейшие князья, В 51 год он занимал должность городского головы в государстве Лу, затем был министром общественных работ, а позже – министром юстиции.

Конфуций оставил Лу из-за разрушительного влияния фавориток на дела государства и скитался вместе со своими учениками по раздробленному на мелкие княжества Китаю. Его звали на службу императоры, но он посвятил всего себя своим ученикам.

«Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал!». Конфуций

Он вернулся на родину, где и умер в возрасте 74 лет непризнанным и разочарованным.

При жизни учение Кун-Фу-Цзы не было принято правящим классом. После его смерти был создан настоящий культ почитания его личности. На могиле приносили жертвы, позже ему посмертно даровали титул князя. Начиная с 54 г. до н. э., в его честь проводились праздники с жертвоприношениями, а в городах Конфуцию возводились храмы.

Предназначение конфуцианства – воспитать поколения китайцев как высокодуховных и порядочных людей. В качестве эталона для подражания был создан образ Благородного мужа, на который должны равняться все, чтобы в итоге создать высокоупорядоченное, справедливое и гармоничное общество. Именно оно является центром конфуцианского мировоззрения и его главной целью. А как считаете вы, стоит ли придерживаться принципов конфуцианства? Поделитесь мнением в комментариях.

Кратко об идеях конфуцианства сказано и в видео ниже:

Также можно ознакомиться с нашей статьей на тему: В чем суть веры кришнаитов и какая роль религиозного движения в России. Об этом здесь.

Источники:

  1. https://mychinaexpert.ru/osnovnye-idei-konfucianstva/
  2. https://www.chinahighlights.ru/travelguide/religion/kongfuzi-index.htm
  3. https://knr-tst.ru/movie-news/sut-ucheniia-konfutsiia-osnovnye-idei-konfutsianstva/
  4. https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Jablok/_11.php
  5. https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHbb6fbae980327d862096bb

ВконтактеОдноклассникиFacebookTwitterМой мир

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии