Притча про брачный пир: Мт 22:1-14, Лк 14:16-24

Притча о званных на брачный пир представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Иисуса Христа. Она содержится в 22 главе Евангелия от Матвея с 1 по 14 стих и Евангелие от Луки с 16 по 24 стих.

Текст притчи о брачном пире

Толкование притчи о брачном пире

Главный предмет этой притчи – Царство Небесное. В этот раз Христос уподобляет Царство свадебному застолью.

Сравнение Небесного Царства с брачным пиром нередко встречается в библейских книгах. Этот образ употребляет пророк Исайя, который говорит: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств». Сам же Мессия на страницах Библии уподобляется жениху.

Евангелист Матвей рассказывает нам об этой беседе Христа: «Царь, устроивший брачный пир для своего сына, послал рабов созвать приглашенных». Однако приглашенные не захотели прийти на свадьбу. Тогда царь посылает своих рабов второй раз, чтобы гости все-таки пришли на пир. Государь дает рабам специальный наказ. Он велит предать приглашенным, что они будут угощены по-царски. «Я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово». Царь заканчивает свое обращение к гостям просьбой и приглашением прийти на брачный пир.

Однако и этот призыв царя остался без ответа. Приглашенные в очередной раз его проигнорировали. Кто-то из них пошел работать на свое поле, кто-то предпочел заниматься торговлей, а некоторые, в раздражение от настойчивости царя и вовсе повели себя неподобающим образом. В ответ на призыв правителя, они схватили тех, кто передал их приглашение на пир, и оскорбив их, убили.

Царь, услышав о такой неблагодарности, разгневался. Он послал свои войска, чтобы наказать убийц. В результате злодеи были истреблены, а их город – сожжен.

Но как же царь поступил со свадебным застольем? Очень просто! Он сказал своим рабам следующее: «брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». Рабы Господина вышли на дороги и собрали всех, кто только могли найти, и злых, и добрых. Поставленная хозяином задача была решена – брачный пир наполнился участниками.

В разгар веселья, когда все уже возлежали на трапезе, в зал вошел царь, чтобы посмотреть, кто же все-таки к нему пришел. Неожиданно он увидел человека, который нарушил правила этикета. Вместо подобающей случаю праздничной одежды, он надел простую, повседневную. Выражаясь современным языком, человек нарушил дресс-код.

Царь, удивившись этому, обращается к нарушителю: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?». Тот молчал. Тогда царь отдал приказание слугам наказать дерзкого гостя: «возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов».

Завершается евангельский рассказ кратким итогом: «Много званых, но мало избранных». Притча, которую передает нам евангелист Матвей содержит много разных идей.

Первая и главная тема – это трагическая история отношений Бога и избранного народа. Господь неоднократно призывал его к Себе, но все было тщетно. Народ Божий не проявил готовности откликнуться на призыв.

В рассказе звучит обвинение ветхозаветных людей в убийствах пророков. Именно пророки, подобно слугам царя, озвучивали приглашение в Небесное Царство.

Некоторые из толкователей из Священного Писания считают, что там, где речь идет о разрушении города подразумевается судьба Иерусалима. И так приговор ветхому Израилю уже вынесен. Вместо избранных, Бог приглашает в Небесное Царство всех людей.

Новые избранные – это новый народ Божий. Однако достаточно ли просто принадлежать к этому новому народу, чтобы войти в Небесное Торжество? Ответ на этот вопрос дают заключительные слова притчи, которая содержится только в Евангелие от Матвея.

Званые должны соответствовать своему призванию. Они должны быть одеты в брачные одежды. В притче «брачные одежды» означают плоды призванного человека. Окончательно наследовать Царство Божие сможет лишь тот, кто оправдает свое призвание добрыми делами. Таково содержание притчи.

Образ достойной подобающей одежды понятен каждому человеку во все времена. Он нередко употребляется в текстах православного богослужения. Приступающий к Богу человек, с ним с самых первых своих шагов в церкви. Во время совершения таинства Крещения, уже после погружения в воду, новокрещенный трижды обходит вокруг купели. В это время поется краткое песнопение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…».

Песнопение имеет следующий смысл: тот, кто крестился во Христа, призывается облечься во Христа. Крещаемый в совершаемом таинстве символически смывает с себя совершенные им грехи, очищает свою душу от всякой греховной скверны. Тот, кто омылся, обычно надевает новую и чистую одежду. Так и после крещения, церковь призывает нас одеться в одежду добрых дел.

Преподобный Серафим Саровский объясняя этот образ, обращает внимание вот на что: все доброе, что мы совершаем, делаем благодаря Божьей благодати. Именно благодать Божия делает нас способными приносить духовные плоды нашей жизни во Христе. Поэтому подвижник называет эту внутреннюю одежду «одеждой Божьей благодати».

Во время Страстной седмицы мы неоднократно слышим умилительные песнопения «Чертог Твой вижу Спасе, украшенный». Это песнопение рисует тот же самый образ: перед нами царский дворец, но у нас нет подобающей одежды, в которой мы можем в этот дворец войти. Мы обращаемся к Святителю, чтобы он просветил, то есть очистил одежду нашей души.

А часто ли мы задумываемся об одеяниях нашей души? Об одежде, которая покрывает наше тело, мы беспокоимся. Сколько люди тратят времени, сил, денег, чтобы достать и надеть ту одежду, которая им нравится. Это целая индустрия, и в этом есть своя правда. Конечно, одежда прикрывает не только человеческую наготу, но и выражает наше внутреннее состояние.

Но вот, смерилась капризная мода и люди устремляются в погоню за новыми тряпками, забывая про одежду нашей души. Ведь эта одежда не устаревает, не истлевает. Она не подвержена колебаниям моды, поскольку главный законодатель моды не меняет своих вкусов.

Об одежде нашей души надлежит заботиться. Ей надлежит уделять главное внимание. Для того чтобы одеться в модную и достойную одежду, следует потрудится. Тоже самое, но еще в большей степени, касается и одежды нашей души. Никто не даст нам ее просто так, без наших усилий. Но эта одежда стоит трудов, ибо она дает нам право и возможность войти в вечную радость Небесного Царства.

Хотелось бы, чтобы притча о брачном пире побудила у вас загореться желанием войти в число избранных. Пусть образ праздничной одежды напоминает нам о необходимости хранить себя от грехов и украшаться добродетелями. Храните доброе евангельское слово в своем сердце и делайте добро!

Все притчи Иисуса Христа

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии