Это один из немногих храмов, оставшихся до наших дней на территории Кремля, когда-то – сакрального сердца столицы, даже страны. Его именовали «на сенях» или «у государя во дворце», ведь был он с XIV в. домашней церковью правителей.
Когда и кем был построен
Считается, что первая церковь на этом месте существовала уже с конца XIII в., от того же времени известно ее посвящение Благовещению.
Полагают, что она, выстроенная для духовных нужд московских князей, была деревянной. Считается, что первый храм на этом месте мог быть выстроен около 1290 г., однако никаких его следов до наших дней не дошло. Другие церковные историки полагают, что временем постройки его мог быть 1383 г., однако этот год тоже с точностью не подтвержден.
А вот дата появления первого каменного Благовещенского храма более ясна, это 1390-е гг. При реставрации нынешнего здания собора, которая проводилась с середины XX в., под зданием обнаружили подклет, который относится к этому времени. Предполагают, что церковного значения он не имел, здесь могла храниться княжеская казна. Скорее всего, каменная церковь строилась около десятилетия, так что лишь около 1405 г. мастера приступили к ее росписи.
Существует устойчивое предание о том, фрески, а также главные иконы создавали прп. Андрей Рублев, возможно, иконописцы Феофан Грек, Прохор с Городца. Однако уже в 1416 г., распоряжением сына Димитрия Донского, великого князя Василия I, церковь подверглась перестройке, дабы расширить здание, добавив два новых придела. Во время реконструкции, ее, согласно документам, разобрали «по подклет». Новый храм появился в том же году, согласно документам освятили его 18 июля 1416 г.
Таким ныне знают собор жители столицы, приезжие. Именование происходит от позолоченных главок, которое было сделано с начала XVI в. Свой нынешний вид собор начал приобретать при Иване III. При нем его еще раз разобрали «по подклет», дабы возвести новое здание.
Архитектура и архитекторы
Тогда в Кремле шло большое строительство: великий князь задумал обновить укрепления Кремля, при нем возведены соборы Успенский и Архангельский. Особенно сложной оказалась история строительства первого из них. Эта работа была заказана русским мастерам из Пскова, артели возглавляемой зодчими Кривцовым и Мышкиным.
Но в 1474 г. произошла катастрофа – почти возведенное здание рухнуло столь неожиданно, что даже возникло предание о «землетрясении», внезапно происшедшем в столице. Скорее всего, однако, дело было просто в отсутствии опыта строительства настолько больших храмовых зданий у псковских зодчих, ведь местные храмы – достаточно небольшие, компактные. Вскоре Иван III принял решение пригласить архитекторов из Италии, которые возвели кремлевские храмы – но не Благовещенский.
К настоящему времени нет единого мнения о том, кто строил домовый великокняжеский храм.
- Согласно позиции большинства историков, несмотря на то, что псковская артель, по сути, провалила возведение Успенского собора, спустя 10 лет именно Кривцова и Мышкина пригласили для возведения Благовещенского. Скорее всего, Иван III и его сотрудники полагали, что с возведением небольшой домовой церкви они вполне справятся. К тому же к этому времени артель возвела еще несколько церквей близ Москвы.
- Другие ученые, однако, сомневаются, что Благовещенский строили именно Кривцов и Мышкин: ведь его здание говорит о влиянии самых разных архитектурных школ – московской, владимирской, а не только псковской. А галереи, которые окружали собор, вообще могли быть произведением итальянских архитекторов, которые работали в Москве.
Первоначально храм был трехглавым, полностью повторявшим прежнюю церковь 1416 г. Таким он оставался до 1560-х гг. Тогда Иван IV, по некоторым данным, по обету, который он дал накануне взятия русскими войсками Полоцка, повелел построить сразу четыре новых придела, посвященных:
- празднованию Соборов Пресвятой Богородицы и Арх. Михаила;
- Входу Господня в Иерусалим;
- Вмч. Георгию.
С XVI по XIX вв. появились также приделы:
- свт. Василия Великого, которому были тезоимениты несколько великих князей;
- Архангела Гавриила, с конца XVI в.;
- прп. Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Федоровича (1613);
- блгв. Александра Невского (1822); очевидно, посвящение связано с желанием императора Александра I, чьим покровителем является благоверный князь;
- свт. Николая Мирликийского; придел появился с 1830-х гг., так как святой – небесный покровитель императора Николая I.
Кроме того, во времена Ивана IV церковь получила с западной стороны еще две главки, так называемые «глухие», без дополнительных приделов. С тех пор собор приобрел современный вид девятиглавого храма.
К особенностям архитектуры здания можно отнести его соединение с великокняжеским дворцом крытыми галереями. Ныне от бывших княжеских палат сохранилась только Грановитая, где проводились дипломатические приемы.
Кроме того, непосредственно к храму примыкал не только дворец, но и Казенная палата, где находилась государева казна.
Реставрации
Многочисленные перестройки храма серьезно изменили его изначальный вид.С 1850-х гг. началась научная реставрация храма, руководил которой архитектор Федор Федорович Рихтер, основатель школы реставраторов памятников русского зодчества. Одним из первых его проектов был собор.
Результатом работы, которая длилась до 1867 г.:
- восстановление интерьеров приделов;
- реставрация многих архитектурных деталей здания;
- снос позднейших пристроек, искажающих фасад.
Работа, начатая Рихтером, была продолжена в 1890-е гг., когда при соборе работали художники, пытавшиеся восстановить уникальные фрески (по мнению современных историков, неудачно).
Наконец, поработали здесь также советские реставраторы. Например, в 1950 г. им удалось восстановить южную часть собора, разобрав пристройки, сделанные в XIX в., а в 1980-84 гг. – полностью восстановить фрески XVI в.
Роспись (фрески), иконы
Иконописные изображения на стенах, некогда сделанные прп. Андреем Рублевым, другими мастерами конца XIV в., не сохранились. Сейчас фрагмент одной из фресок, предположительно написанный прп. Андреем или кем-то из его учеников, можно увидеть в Государственном историческом музее. Большая же часть росписей, конечно, не уцелела при перестройках храма. Вместе с тем, полагают, что артель иконописцев под руководством иконописца Федора Еникеева максимально сохранила концепцию росписи, созданную прп. Андреем Рублевым еще при первом каменном храме.
Ныне известная роспись сделана после московского пожара 1547 г., когда сильно пострадал Кремль, все его церкви, так что фрески пришлось восстанавливать.
При этом считается, что
Особенность росписи стен собора – сложность, своего рода «многословность». Иконописцы XVI в. любили сюжеты с множеством образов, так что каждая из композиций – сложный «текст», требующий от верующего внимательного «прочтения», вдумчивости, молитвенного настроя.
Роспись собора представляет всю Священную историю
- под куполом – образ Христа Вседержителя;
- ниже – Архангелы, Адам и Ева, ветхозаветные праотцы;
- стены храма расписаны образами «двунадесяти» праздников, знаменующих домостроительство человеческого спасения.
Особая тема фресок, видимо, также восходящая к прп. Андрею Рублеву – Апокалипсис, грядущий конец мира. Традиционно этот сюжет помещается на западной стене, однако из-за масштабности росписи она начинается на южной стене храма, а заканчивается на северной. Здесь – изображение Христа, вершащего последний Суд, событий, происходящих на земле, наконец, новые небо и земля, Рай.
К настоящему времени это – около 100 икон. При этом можно заметить, что нижний ряд иконостаса стоит, по терминологии XVI в., «в заворот», то есть из-за множества образов заходит на северную и южную стены храма. В XVI в. таким же образом строились верхние ряды, так как икон было еще больше.
Интересный фактЛетописи указывают, что до пожара 1547 г. здесь были иконы прп. Андрея Рублева, перенесенные из храма 1416 г. постройки, однако, они погибли. Однако, проведенный современными учеными анализ показывает, что часть образов все же датируются концом XIV в. Возможно, что часть этих икон привезены после пожара 1547 г. из других городов по повелению тогдашнего митрополита, свт. Макария.
При достаточно древнем иконостасе, царские врата собора относятся к XIX в. они появились здесь с 1818 г., после того, как во время оккупации Москвы войсками Наполеона врата XVI в. были украдены.
Святыни
Домовая церковь русских правителей, подобно храмам при дворце императоров Византии, была настоящим хранилищем святынь, буквально сотен реликвий. Здесь находились:
- 15 драгоценных напрестольных крестов; к настоящему времени их сохранилось около половины;
- крест с частью Крестного Древа, а также камня от Гроба Господня;
- самое большое собрание реликвий, хранившееся в алтаре храма; среди них 30 серебряных и золотых крестов с частями мощей, более 40 епископских панагий из золота и серебра, также с мощами святых, несколько десятков икон-мощевиков;
- драгоценные богослужебные сосуды – вклады членов царской семьи.
Некоторая часть этих святынь сохранилась до настоящего времени.
История от строительства до наших дней
Предполагается, что изначально небольшие размеры Благовещенского вызваны тем, что это было, прежде всего, место домашнего богослужения для семьи правителя. Общегосударственная роль собора впервые отмечена документами 1498 г., когда настоятель и клир Благовещенского участвовали в поставлении на великое княжение внука Ивана III, княжича Димитрия. Впоследствии все венчавшиеся на царство государи обязательно приходили к Благовещенскому для получения особого благословения.
С XVII в. документы отражают практику торжественных царских выходов в собор:
- 1 сентября, когда праздновалось церковное новолетие;
- на Прощеное Воскресенье, когда государь торжественно обходил главные храмы Кремля, «прощаясь» с патриархом и у могил своих предков;
- в соборе совершалось главное богослужение страны на праздник Благовещения; здесь же накануне служилось всенощное бдение; на сам день празднования при царских палатах кормили, оделяли деньгами нищую братию.
По крайней мере с XVI в. настоятели собора являлись царскими духовниками.
Среди наиболее известных, хотя не всегда имевших однозначную репутацию, клириков:
- прот. Сильвестр, духовник, близкий соратник Ивана IV первых лет его правления, составитель сборника «Домострой»;
- прот. Терентий, известный своей приветственной речью, обращенной к самозванному «царю», Григорию Отрепьеву, известному как Лжедмитрий (1606);
- прот. Кирилл, участник коронации первого Романова, Михаила Федоровича (1613);
- прот. Стефан, один из лидеров «кружка боголюбцев», чья деятельность предшествовала богослужебной реформе патриарха Никона и церковному расколу; здесь же служил диаконом о. Феодор Иванов, один из будущих лидеров старообрядчества.
После переноса столицы в Петербург царские духовники уезжают в новую столицу, но продолжают оставаться настоятелями. Они входили также в Священный Синод. С 1910 г. настоятели собора лишились статуса императорских духовников.
Но как бы далеко ни зашло обмирщение страны, здесь, в Кремле сохранился дух православной Руси. Недаром коронации императоров всегда проходили в Кремле, а не в европеизированном Петербурге.
Вот как пишет о кремлевских соборах русский писатель А.И.Куприн:
« Это медленно наплывающее чудо, которое должно вскоре разрешиться бурным восторгом, это страстное напряжение души, растущее вместе с приближающимся ревом толпы и звоном колоколов. Вся Москва кричит и звонит от радости. Вся огромная, многолюдная, крепкая старая царева Москва. Звонят и Благовещенский, и Успенский соборы, и Спас за решеткой, и, кажется, загремел сам Царь-колокол и загрохотала сама Царь-пушка!»
Так придворный храм переживал все политические перипетии, случавшиеся во власти. Последним из потрясений стало падение монархии, а затем безбожная революция. С 1918 г. храм был передан музею. С этого времени здесь работают историки, искусствоведы.
Сейчас здание по-прежнему не принадлежит Церкви. С 1993 г. здесь разрешены богослужения, но только на праздник Благовещения. Их совершает Патриарх. В помещениях храма работают выставки. На, в южной галерее можно увидеть иконы, раннее находившиеся в иконостасе собора. Экспозиция существует с 1989 г., когда отмечалось 500-летие храма.
Расписание работы
Как другие музеи Кремля, Благовещенский открыт с 9.30 до 16.30 ч., с мая по сентябрь – с 9 до 17. ч.
Как попасть паломнику
В настоящее время бесплатный вход невозможен, так как храм – по сути, помещение музея. При входе на территорию Кремля необходимо купить единый билет для посещения всех соборов, которые также принадлежат музею. Стоимость билета 1000 р., льготный – от 300 до 800 рублей. Скидки предоставляются студентам, школьникам, пенсионерам, инвалидам. Вот некоторые отзывы тех, кому довелось побывать в этом месте:
Михаил: