Что такое клобук монаха

Буквальное и символическое значение

Портрет преподобного Амвросия Оптинского в клобуке

Клобук это часть одежды (головной убор) монаха, посвященного в малую схиму. Внешне представляет собой расширяющийся кверху цилиндр (камилавку) с тремя широкими черными лентами, опускающимися на спину. Само название «клобук» по разным мнениям происходит от греческого слова «кидарис» «шапка».

Символическое значение клобука следует из молитв чинопоследования пострига в малую схиму. Где он называется шлемом спасения и покровом послушания. Считается также образом тернового венца Спасителя.

Смысл этих символов становится понятным из следующих слова апостола Павла:

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6: 11-17).

Монах по своей сути – это воин Христов, которому в первую очередь необходимо сразиться с диаволом и его демонами. Известен такой рассказ из древнего патерика. Некий мирянин по смотрению Божию услышал, как бесы докладывали сатане о содеянных ими злодеяниях.

Один доложил, что потратил неделю или месяц на то, чтобы устроить в некоем месте массовую драку, в которой погибли десятки или сотни людей. Но сатана обругал его и прогнал от себя. Другой заявил, что «трудился» целый год и устроил войну, в которой погибли многие тысячи воинов. Но и этого князь тьмы прогнал с руганью и побоями. Наконец, третий сказал, что он «работал» сорок лет и соблазнил одного монаха. Тогда сатана обнял этого беса, назвал его самым лучшим своим слугой и всячески обласкал.

Отсюда понятно, каково значение монаха как самого первого воина Христова в духовной брани! Кстати говоря, согласно тому патерику, услышавший этот сатанинский диалог мирянин после сего стал монахом.

Но, как заметил апостол Павел (Еф.6: 11-17), если обычные воины облачаются в латы и принимают различные оружия, так следует поступать и монаху. Только с той разницей, что те принимают вещественные оружия, монах же принимает духовные. В этом смысле одеваемый им клобук, символически означающий шлем спасения (Еф.6: 17) и покров послушания, направляет к следующим добродетелям.

Во-первых, к рассудительности. Как говорил основатель монашества преподобный Антоний Великий, многие приняли на себя великие подвиги, но пали, потому что не имели рассудительности. Если же кто не имеет такой добродетели, то таковому, во-вторых, следует предать себя в безусловное послушание опытному старцу.

Основное символического значение клобука как тернового венца монаха, на мой взгляд, в следующем. Так монах принимает на себя ряд обетов (безбрачия; нестяжания; послушания), которые тягостны для плотского человека. Конечно, исполнение этих обетов – это тяжкий подвиг и труд, ибо «от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11: 12).

Но, думаю, не это самый главный труд монаха. Конечно, он трудится, но ведь и не зря. По мере умерщвления своей плоти в нем все более и более процветает дух и открываются его духовные очи, позволяющие ему видеть невидимый обычными глазами потусторонний мир.

Однако и здесь его ожидает очень неприятный сюрприз. Как объясняет сие святитель Игнатий (Брянчанинов): мы, люди существа падшие. Поэтому, когда нам начинает открываться этот самый потусторонний мир, мы первым делом видим мир падших духов. Которые искушают, конечно, всех. Но нас, живущих в миру, они искушают невидимо, а монахов-подвижников самым что ни на есть видимым образом!

Жития святых и патерики полны этими рассказами об ожесточенных сражениях монахов с являющимися им видимым образом силами тьмы. Чего только не испытали от них древние отцы: и самые страшные угрозы да самую грязную ругань, и изгнания, и побои, и много другое. Но претерпев все это до конца – спасались! И в этом помогает им их шлем спасения.

Носит ли этот головной убор женское монашество?

Монахиня Серафимо-Дивеевского монастыря

Кроме мужских, есть еще и женские монашеские клобуки. Ибо во Христе «нет мужеского пола, ни женского» (ср.Гал.3: 28). Поэтому монахиня, подобно монаху, точно такой же воин Христов. Посему имеет право на ношение соответствующей одежды, включая клобук.

Читайте также: Православное монашество: история, формы, значение

Архиерейский

А кроме монашеских клобуков есть еще и архиерейские. Епископ носит черный клобук, подобный монашескому. Отличается же он по панагии, носимой вместе священнического крести. Архиепископ носит такой же черный клобук, но с нашитым на нем крестом из драгоценных или полудрагоценных камней. Наконец, митрополит одевает белый клобук, с подобным, как у архиепископа, нашитым на нем крестом.

Патриарший

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

В Поместных Православных Церквах существуют различные традиции ношения патриарших клобуков. Так, в Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской церквах патриархи, как и все епископы, носят простой чёрный клобук, такой же, как и все монашествующие. В Русской церкви Предстоятель носит отличный от прочих епископов сферический белый клобук.

В Грузинской церкви Католикос-Патриарх также носит сферический клобук (внешне схожий с куколем Патриарха Московского и всея Руси), но чёрный и без креста на маковце. Патриархи Сербской, Румынской и Болгарской церквей, в свою очередь, носят белые клобуки, подобные тем, которые носят митрополиты Русской православной церкви.

Патриарший клобук Русского Патриарха (куколь) имеет ряд отличий: форма — в виде сферического колпака, на маковце (вершине) имеется крест, все стороны украшены иконами, на концах куколя золотом вышиты серафимы.

Кстати говоря, куколь – это головной убор древних монахов, позаимствованный у… детей того времени. Согласно слову Господа:

«В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18: 1-6).

Здесь Господь призывает нас уподобиться детям по их незлобию; кротости; доброй простоте; не желанию первенства, но не по уму. Таким и должен быть Первостоятель Церкви. Что и символизирует носимый им клобук в виде куколя.

Никола́евский Клобу́ков монасты́рь — действующий женский (до 1929 г. мужской)  православный монастырь в городе Кашин Тверской области, расположенный на возвышенном левом берегу реки Кашинки при впадении в неё речки Вонжи.

Интересно происхождение второго названия (Клобуков) сего монастыря. По древнему преданию, это связанно с именем Новгородского святителя Иоанна, крестным знамением и молитвой подчинившего себе слишком уж наглого беса и заставившего того отнести его на богомолье в Иерусалим. Так вот, по этому преданию, когда он пролетал на бесе то место, где сейчас упомянутый Николаевский монастырь, у него слетел и упал на землю клобук. Отсюда и происходит второе название этого монастыря.

Сделаем на сей счет еще одну полезную оговорку. Есть такой старый советский фильм по Гоголю «Вечера на хуторе близь Диканьки». Там тоже кузнец Вакула летит на бесе, правда, в Санкт-Петербург. По ходу дела при этом давая бесу подзатыльники и, таким образом, управляя им.

На самом деле у Н.В.Гоголя Вакула усмиряет демона крестным знамением. Но как могли советские атеисты показать такую «крамолу» ?! В реальности же (учитывая, что бесы, хотя и падшие, но ангелы, по своим силам и возможностям многократно превосходящие силы человеческие), если бы Вакула и вправду вступил в такое силовое противоборство с бесом, от этого маленького человечка и мокрого места не осталось бы, куда уж там в Петербурги летать.

Не очень корректно и мнение самого Гоголя, что какой-то мирянин-кузнец, пусть и в меру благочестивый, может вот так запросто усмирить беса и заставить его работать на себя, хотя бы и с помощью крестного знамения. Святитель Иоанн Ногородский смог содеять это силой своей святости, точнее, силой Божией. А нам грешным на такое дерзать не следует. Это дело настоящих воинов Христовых, монахов-подвижников, а не нас, «партизан», сидящих в мирском тылу.

Кстати говоря, бес ведь отомстил тому актеру (Юрию Таврову), который играл роль Вакулы, напрочь сломав его жизнь. Фактически это была единственная его серьезная роль в кино. После нескольких других эпизодических ролей, он ушел из кинематографа, дважды был женат, развелся. Заболел глазами, на один глаз ослеп, пристрастился к спиртному. И конце жизни… работал штукатуром в одном из ЖЭКов города Одессы.

Повесть

«По́весть о бе́лом клобуке́» (др.-рус. По́вѣсть ω бѣ́ломъ клобуцѣ́) или «По́весть о новгоро́дском бе́лом клобуке́» — памятник древнерусской литературы XV—XVI веков, сочинение о чудесном появлении на Руси белого клобука, мистического символа «Третьего Рима».

Некоторые исследователи считают, что краткая редакция «Повести о новгородском белом клобуке» была создана в 1550-х годах, а полная между 1589 и 1601 годами[1]. «Повесть о белом клобуке» получила широчайшее распространение в рукописной традиции XVI—XVIII веков — известно около 300 рукописных списков. Особенной популярностью она пользовалась в старообрядческой среде.

Подобно сказанию о Вавилонском царстве, где образно представлена передача светской власти из Вавилона в Царьград и оттуда к русскому князю, в этой легенде рассказывается о передаче символа духовной власти из Рима в Константинополь, затем в Новгород.

Повесть состоит из трёх частей

Первая часть повести это «Послание Дмитрия Грека Толмача новгородскому архиепископу Геннадию», в которой Дмитрий Толмач (он же Митька Малый), рассказывает о том, что по велению Геннадия он добрался до Рима, и там в римских летописных книгах с трудом смог найти сказание о белом клобуке, которое тщательно скрывают по причине того, что боятся позора. Для этой цели Митька при помощи даров вошёл в расположение к книгохранителю церкви римской по имени Яков. Яков и рассказал Митьке данную повесть, а Митька её записал.

Во второй части повести пересказывается подложное латинское сочинение «Дар Константина»: слоновая проказа императора, желание Константина зарезать младенцев, отказ от этого желания, явление Константину во сне апостолов Петра и Павла, крещение Константина Сильвестром, благодарность Константина.

Во третьей части повести рассказывает, что царю Константину после перечисленных событий вновь явились во сне святые апостолы Пётр и Павел и показали ему форму, по которой должен быть сшит белый клобук папе в знак его церковного главенства; Константин велел сшить клобук и возложил его на голову папе Сильвестру, после чего, не желая царствовать в том же месте, где правит наместник Божий, он перенес свою столицу из Рима в Константинополь.

Преемники Сильвестра забыли благочестивую жизнь и не почитали клобука, за что они должны были этот символ своей власти переслать в Константинополь. Но тогда патриарху явился ночью «юноша светлый» и велел отправить клобук в Великий Новгород, «и да будет там носим на главе Василия архиепископа»; с тех пор «утвердися белый клобук на главах святых архиепископ Великого Новгорода».

Это не церковное, а светское называние кочевых народов, дружественных и союзных Киевской Руси. Которые, обитая на ее кордонах, долго время защищали ее от нападений враждебных кочевников. Пока окончательно не были уничтожены или ассимилированы после татаро-монгольского нашествия. Свое название они получили от высоких черных шапок, которые обычно носили.

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии