Дмитрий Солунский (Фессалоники́йский) Мироточец: житие и почитание

Cвятой великомученик Димитрий Солунский (Фессалоникийский), почитается в православном мире наравне с св. Георгием Победоносцем, он — один из самых любимых на Руси святых-воинов. В Греции св. Димитрий считается покровителем Фессалоник (Солунь). Его часто называют Мироточивым или Мироточцем (ὁ μυροβλύτης / μυροβλήτης), т. к. его мощи обильно источали миро.

Житийные тексты часто нарекают св. Димитрия Победоносцем, это связано с тем, что большая часть сотворенных им чудес, это вмешательства в ход военных действий на стороне православного воинства.

День памяти

День памяти празднуется Церковью 8 ноября (26 октября по старому стилю).

Великомученик Димитрий Солунский

Школа или худ. центр: Мстера

Вторая половина XIX в.

Дерево, темпера.

31 × 26.5 см

Центральный музей древнерусской культуры и искусства

им. Андрея Рублева, Москва, Россия

Инв. КП 4019

Как воин, святой Димитрий Солунский стяжал себе особую славу на Руси.

Интересный фактУстановления дня родительской субботы связано с традицией поминовения погибших воинов. Она установилась после Куликовской битвы, день стал называться Димитриевской родительской субботой. Великий князь Димитрий Донской, считал, что его небесный патрон участвовал в битве на стороне, существует иконография, святого Димитрия, повергающего Мамая.

Житие великомученика

Вероятнее всего, биография св. Димитрия стала известна на Руси практически с установлением христианства, имя великомученика было крестильным для великого князя Всеволода Большое Гнездо (в князь владимирский с 1176 года), им же установлено сугубое почитание св. Дмитрия Солунского. Древнейшая из дошедших до нас икон святого так же относится к двенадцатому веку.

«Мучение Димитрия Солунского» – известный греческий мартирий (от греч. «мартирос» – мученик, свидетель), агиографический текст, написанный, возможно, пятом-шестом веке и очень рано переведенный на славянские языки. Отчасти он был воспроизведен в Великих Четьях Минеях митрополита Макария. В семнадцатом веке житийный цикл святого Димитрия Солунского обновлен в трудах его тезки, святителя Димитрия Ростовского.

Таким образом, в основу русской агиографии святого легли византийские собрания рассказав о чудесах великомученика Димитрия Солунского, древнейшие из них принадлежат перу архиепископа Фессалоникийского Иоанна, датируются серединой седьмого века.

Святой Димитрий Солунский

Первая половина XVIII в.

Дерево, темпера.

35 × 26.5 см

Национальный музей перемышльской земли,

Пшемысль, Польша

Инв. MPH-1065

Происходит из села Крайна (Krajna)

Подкарпатского воеводства в Польше.

Святой Димитрий Солунский родился в Фессалоникийской области, в конце третьего века, в семье тайных христиан. Его отец был высокопоставленным римским сановником. Когда он умер, должность проконсула перешла к сыну, который на тот момент уже был совершеннолетним и успел зарекомендовать себя на службе. Св. Димитрию вменялось в обязанность в первую очередь, пограничная служба, защита городских границ от внешних врагов.

Однако, это был период гонений на христиан, и от св. Димитрия, как от римского проконсула требовали поддержки императорской инициативы. Римляне почитали богов на государственном уровне, в частности, они обожествляли императора. Очень скоро, императору Максимиану Галерию донесли, что молодой проконсул не только не преследует христианство, но и открыто проповедует, всячески помогает ему расцветать, искореняя языческие обычаи и приводя народ к вере во Христа.

По возвращении из из сарматского похода, Максимиан сделал остановку в Фессалониках, арестовал молодого проконсула и решил развлечь местное сообщество гладиаторскими боями, безответными жертвами которых стали христиане. Их легко побеждали закаленные в боях воины императора, и, поверженных, сбрасывали на копья.

В темнице св. Димитрий начал готовиться к смерти. Его навестил юноша-христианин Нестор, которому предстояло сражение с могучим римским гладиатором. Святой благословил Нестора и тот победил в схватке, сбросив на копья своего противника. Как победителя состязаний, его должны были освободить, но это не входило в планы Максимиана и Нестор был казнен. Спустя некоторое время, был предан казни и св. Димитрий. По приказу императора, его пронзили копьями и тело выбросили на съедением зверям.

В другой версии жития представлена несколько другая история: убитый гладиатор был любимцем воинственного Максимиана, а Нестор сказал, что римского гладиатора «убил ангел, посланный Димитрием». Это разгневало императора и он приказал предать молодого проконсула такой же смерти — пронзить копьями. Христианская община тайно предала тело святого земле. Известно, что от его окровавленной ризы и перстня происходили чудеса исцеления.

Чудеса

Греческие «Мартирии» подробно рассказывают о посмертных чудесах св. Димитрия Солунского, большей частью это явление мученика при осаде городов, оказание военной помощи, чудеса исцелений. Самым известным можно назвать «Чудо об ангелах», оно связано с миссией св. Димитрия, призванного в защитники Солуни (Фессалоник).

При осаде города варварами, одному военачальнику явился св. Димитрий и поведал, что два ангела приходили к нему от Господа и передали весть о том, что Он больше не хочет защищать город, в котором стало много греха. Это известие опечалило святого и он умолял ангелов, чтоб те упросили Бога помиловать Фессалоники. Наутро город был спасен, а варвары обращены в бегство.

Чудо о погибели болгарского национального героя – царя Калояна, внезапно умершего, накануне штурма Фессалоник, один из очень характерных эпизодов жития св. Димитрия Солунского. По преданию святой пронзил его копьем, после чего болгары в ужасе бежали от городских стен. Иконография чуда о Калояне во многом повторяет икону св. Георгия Победоносца, побиваюшего змея.

Чудо Димитрия Солунского

Конец XVII в.

37 × 34 см

Музей изобразительных искусств Республики Карелия,

Петрозаводск, Россия

Происходит из деревни Тамбицы Медвежьегорского района.

Русское почитание св. Димитрия Солунского стало следствием как общего духовного пространства, так и бытовыми торговыми связями Руси и Византии. Подтверждая преемственность христианства от апостольской византийской Церкви, русские князья крестились с именем святого Димитрия, это одно из самых популярных имён среди русской аристократии.

Преимущественная воинская культура древней Руси не могла не избрать в свои небесные предстоятели одного из самых почитаемых небесных воинов. В «Повести Временных Лет» есть несколько хвастовской рассказ о том, как греки перепутали князя Олега с св. Димитрием Солунским – «и убояшася греци, и реша: несть се Олег, но святый Димитрий послан на ны от Бога».

После того, как Русь крестилась, св. Димитрий вполне закономерно стал и любимым русским покровителем православных воинов.

Иконография

В конце двенадцатого века во Владимир из Фессалоник была привезена «доска гробная» св. Димитрия Солунского, «мироточивая и чудотворная». В 1380 г. Она была перенесена в Москву, уцелела до нашего времени и хранится в местном ряду иконостаса Успенского собора Кремля. К сожалению, изначальная икона не сохранилось, а живопись на ней относится уже к восемнадцатому веку и принадлежит кисти Кирилла Уланова, мастера Оружейной Палаты.

Димитрий Солунский

Уланов Кирилл Иванов (в монашестве — Корнилий)

1701 г. [доска — XII в. (?)]

169 × 86 см

Успенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

Инв. Ж-129

См. в «Галерее»:

Димитрий Солунский

Известно, что он написал икону в 1701 году, возможно, поверх прошлого изображения святого. Поновленная ростовая икона представляет великомученика Димитрия Солунского в богатых воинских доспехах, с копьем и мечом. Написана в характерной для Оружейной Палаты изысканной полубарочной манере, живопись обильно украшена золотыми плавями.

Традиционная русская иконопись восприняла св. Димитрия Солунского не только в образе в воина, но и как кроткого мученика, если для византийской иконы традиционным является изображение святого с оружием, мечом и копьем, то русские иконописцы отчасти переосмыслили образ.

Знаменитая псковская икона Дмитрия Солунского пятнадцатого века представляет святого в красных одеяниях, символизирующих повторение крестного подвига и обязательным крестом в руке – первый план иконы. Интересно, что меч как бы спрятан за щитом, и изображен очень примитивно.

Дмитрий Солунский

Школа или худ. центр: Псков

XIV–XVI вв. (?)

105 × 59 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Инв. ДРЖ-2096

Происхождение иконы не установлено.

Сотрудники ГРМ предполагают, что первоначально

она была исполнена на рубеже XIV и XV веков,

и, возможно, не на Руси, а вследствии, в XVI в.,

была почти заново написана псковским мастером.

Лик псковской иконы так же носит архаичные черты, перспективное искажение лица святого, показывает его как бы в динамическом развороте к смотрящему и сообщает некоторую «грозность» взгляду св. Димитрия. Цветовая гармония иконы, традиционна для Новгорода, составлена с преобладанием красного киноварного цвета, это очень энергичный образ.

Древнейшая, известная нам икона св. Димитрия Солунского хранится в Государственной Третьяковской г, ранее находилась в городе Димитрове. Заказчиком иконы предположительно был князь Всеволод Большое Гнездо, то есть икона была написана до 1212 года.

Дмитрий Солунский на троне

Школа или худ. центр: Владимиро-Суздальская школа

Конец XII в.

Onasch 1961: XII в.

Антонова, Мнева 1963: Вторая половина XII в.

Ростово-суздальская живопись 1970: Конец XII в.

ГТГ 1995: Конец XII — начало XIII вв.

Лазарев 2000/1: Конец XII в.

156 × 108 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Инв. 28600

Редкость этой иконографии заключается не только в ее древности, она изображает св. Димитрия зрелым мужем, частично в княжеском одеянии. Считается, что иконописец наделил великомученика чертами князя, подчеркивая их небесную связь (Всеволод во крещении – Дмитрий). На княжеском троне изображена «тамга» – родовой знак князя, добавившего к своем титулу слова Всея Руси и объединившего крупнейшие русские княжества.

Мощи

Уже в четвертом веке, в правление Константина Великого, над могилой великомученика Димитрия Солунского был построен храм, а спустя сто лет были обретены нетленные мощи святого. С седьмого века начала мироточить рака с мощами святого, миро обладало особыми физическими свойствами, от него исходило благоухание.

Примерно к десятому веку сложился культ мощей и крови святого. Мощи св. Димитрия Солунского считались мироточивыми с самых древних времен, в русском житии сообщается, что случаи мироточения фиксировались с седьмого века, однако, есть другие данные о более поздних сроках. Археологическая экспертиза относит сохранившиеся стеклянные ампулы, в которые верующие набирали миро, в изобилии истекавшее от нетленных мощей св. Димитрия, к девятому-двенадцатому веку.

Миро испокон веков почиталось и в мусульманской традиции, считавшей его универсальным средством от всех болезней. Существует полумифологический рассказ византийского историка двенадцатого века, Никиты Хониата. Он передает сведения о таком невероятном количестве мира, происходившем от мощей, что будто бы норманны, пришедшие разорить Фессалоники в 1185 году набирали его в кастрюли и использовали для приготовления пищи и различных бытовых целей, как обычное масло. Неизвестно, повлекли ли столь кощунственные действия какие либо последствия для викингов, кроме их достаточно скорой христианизации.

Во времена четвертого крестового похода мощи святого Димитрия были выкрадены, произошло это в краткий период существования латинского Королевства Фессалоники, и перевезены в Италию. Впервые их обнаружили в 1520 году, при храме аббатства Сан Лоренцо ин Кампо. Позже, уже в наше время, они были идентифицированы во время археологических работ при храме. В 1978 году честная глава великомученика, а позже и другие частицы были торжественно возвращены в Грецию. В настоящее время мощи Дмитрия Солунского находятся в г. Салоники в Греции.

Мощи святого  путешествуют по всему православному миру, их часто привозят в Москву. В 2017 году они побывали в Екатеринбурге, в Храме-на-Крови. Множество верующих смогли поклониться святому. В  храме св. Димитрия Солунского в Москве, что в поселке Восточный имеется чтимая икона с мощевиком св. Димитрия.

В чём помогает святой

Традиционно, молиться святому Дмитрию Солунскому принято, когда нужна помощь в исцелении, особенно глазных болезней; требуется укрепление в вере или же не хватает решимости на смелый поступок. Его просят об избавлении от страхов, заступничество святого призывают в случае опасности.

Св. Димитрий издревле считается покровителем военных, защитников от врагов христианства. Именем великомученика освящен русский атомный ледокол Димитрий Солунский.

Автор: Ксения Филина

Тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 3:

Вели́ка обpе́те в беда́х/ тя побо́pника вселе́нная, стpастоте́pпче,/ язы́ки побежда́юща./ Я́коже у́бо Ли́еву низложи́л еси гоpды́ню,/ и на по́двиг деpзно­ве́нна сотвоpи́в Не́стоpа,/ та́ко, свя́те Дими́тpие,/ Хpисту́ Бо́гу моли́ся// даpова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2:

Крове́й твои́х струя́ми, Дими́трие,/ Це́рковь Бог обагри́,/ да́вый тебе́ кре́пость непобеди́мую,/ и соблюда́я град твой невреди́м:// того́ бо еси́ утвержде́ние.

Величание

Велича́ем тя, страстоте́рпче святы́й Дими́трие, и чтим честна́я страда́ния твоя́, я́же за Христа́ претерпе́л еси́

Канон

Канон великомученику Димитрию Солунскому

глас 4:

Песнь 1

Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израиль, крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.

Божественным мучения венцем увязен, при Бозе ликуеши, блистании отонудными сияя и просвещения исполняем, великомучениче досточудне.

Яко суща Истины свидетеля, и даже до крове подвигшася, блаженне, терпеливно; твердо же противление к мучителем показавша, тя Владыка прият.

Злобы обретателя низложил еси на землю, Димитрие, мученическим твоим копием убив, Божественною благостию, паче ума силою, на сие, блаженне, укрепляем.

Богородичен: Безматерен якоже Бог первее Сый, бысть еже по нам Безотчий из Тебе, Богородице Всепетая, плоть прием по единению, еже паче слова и разума.

Песнь 3

Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.

Вменися в ничтоже мучителей от тебе повеление; Слово бо Божие паче всех, страстотерпче, предчествовал еси.

Свещник световиден мучения в скинии был еси, Божественным Светом сияющ, мучениче страстотерпче Димитрие.

Врачеваний тя источник священный и дивный, град твой и сокровище некрадомо стяжав, всяким веселием обогатися.

Богородичен: Врачуя образ истлевший земных, Пречистая, сим из Тебе облачится, пребыв якоже бе Человеколюбец.

Седален, глас 4:

Яко доблему страдальцу и воину крепку Всецарюющаго Христа, взываем псаломски: радуйся, мучеников украшение и лепота; радуйся, светлая Церкве звездо и стено, и пристанище прибегающих к тебе, великомучениче славне Димитрие, тя поющия спасай от всякаго вреда чуждаго и озлобления вся.

Песнь 4

Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце Праведное, ста в чине своем, достойно взывающа: слава силе Твоей, Господи.

Победившаго лжу нечестия, Божие Всевысочайшее видев Слово, славою венча тя, Димитрие, поюща: слава силе Твоей, Господи.

На лесть победу возставив, победительный венец правды приял еси, Димитрие, зовя Зиждителю твоему: слава силе Твоей, Господи.

Направляем дланию жизноносною, к пристанищем достигл еси тишайшим, идеже, ныне радуяся, зовеши, Димитрие: слава силе Твоей, Господи.

Богородичен: Яко тварей всех Священнейшая, Мати Бога быти Едина сподобилася еси, Сего бо рождши, мир благодатию Богознания просветила еси.

Песнь 5

Ирмос: Ты, Господи, мой свет в мир пришел еси, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя.

Огнь любве Божественныя в сердцы прием, огнь угасил еси безбожнаго идолонеистовства, славне Димитрие.

Избавляя ны от бед, явися, Димитрие, молитвами твоими покрывая верою и любовию восхваляющия тя.

Иже верою к твоему усердно притекающе храму, Димитрие, недугов и страстей душетленных вскоре избавляются.

Богородичен: Слово Божие, Отцу Единосущное, Твой бывает, Богомати, паче ума же и слова, Сын, Тебе Единосущен.

Песнь 6

Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися, ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию.

Согласно сошедшеся, поем славную и светоносную твою память, и чудес полную, и дарований Святаго и Честнаго, всеблаженне, Духа.

Разреши моя пленицы согрешений молитвами твоими, яко бо непобедим мученик дерзновение имаши ко Владыце, и буди ми прибежище и покров, Димитрие.

Богородичен: Чисту Тя посреде терния обрет, яко чистейший крин и удольный цвет, о Богомати! Жених во утробу Твою Слово вселися.

Кондак, глас 2:

Кровей твоих струями, Димитрие, Церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую и соблюдая град твой невредим; того бо еси утверждение.

Икос

Сего великаго вси воспоим, сошедшеся верою, яко оружника Христова и мученика, Димитрия, в песнех и пениих совзывающе Владыце и Зиждителю вселенныя: избави ны труса и нужды, Человеколюбче, молитвами Богородицы и всех святых мучеников Твоих. На Тя бо вси надеемся избавитися бед и скорбей, Ты бо еси наше утверждение.

Песнь 7

Ирмос: В пещи Авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Преукрашен Божественною славою и благодатию, мучениче страстотерпче, сияеши световидно и просвещаеши зовущия: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Яко багряницею, украшен твоею кровию, имея вместо скиптра, славне, крест; со Христом царствуеши ныне, мучениче Димитрие, благословен еси, зовый, в храме славы Твоея, Господи.

Богородичен: Препрославленная, Просвещенная, Мати Дево, вся, чтущия Тя Всеистинную Богородицу, огради; благословена Ты в женах, Всенепорочная Владычице.

Песнь 8

Ирмос: Руце распростер Даниил, львов зияния в рове затче: огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители отроцы, взывающе: благословите вся дела Господня Господа.

Омрачил еси весь вражий гнев, славне, и, борения неотъемлемою силою Христа облечен и победоносец быв, мучениче Димитрие, вопиял еси: благословите вся дела Господня Господа.

Мучеников благостояние показав, мучеников благозвание, мучениче, наследовал еси; банею омывся святою, яже вторыми не оскверняется греховными прилоги, копием прободаем, и зовый: благословите вся дела Господня Господа.

Чудес твоих множество, паче ума дарований, ихже тебе подаде Христос, всем показует, славне, и благодать исцелений, яже паче слова, яве твою благодать проповедает нам, вопиющим: благословите вся дела Господня Господа.

Богородичен: Едину во всех родех, Деву Матерь и Богородицу Чистую, песнословим: Та бо спасения нашего Ходатаица, яко мира Избавителя, Слово рождшая, Емуже вопием: благословите вся дела Господня Господа.

Песнь 9

Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества; тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.

Раздери узы прегрешений тя поющих, страстотерпче, устави страстей прилоги, молву разори ересей и напастей утиши бурю молитвами твоими.

Направи к стезям правым Небеснаго Царствия священнейшую твою паству, венценосче мучениче Димитрие, на пажить спасительную, на место вечное.

Да венцев славы и Небеснаго Царствия получения поющим тя сего улучити моли, мучениче Димитрие, Жизнодавца Господа и Царя Сил.

Богородичен: Яко корень, источник и вину нетления Тя, Дево, вси вернии, надеющеся, хвалами почитаем; Ты бо Ипостасное нам Безсмертие источила еси.

Светилен

Крестом вооружил еси Нестора, чрез онаго Лиеву разорив гордыню, Димитрие, на тризнищи, якоже Христос, отверзаеши копием ребра твоя, имиже стадо твое храни.

Молитва

Молитва первая

Святы́й и сла́вный великому́чениче Христо́в Дими́трие, ско́рый помо́щниче и те́плый засту́пниче с ве́рою притека́ющих к тебе́! Предстоя́ с дерзнове́нием Небе́сному Царю́, испроси́ у Него́ проще́ние согреше́ний на́ших и о е́же изба́витися нам от всегуби́тельныя я́звы, тру́са, пото́па, огня́, меча́ и ве́чныя ка́зни. Моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити град сей, оби́тель сию́ и вся́кую страну́ христиа́нскую. Исхода́тайствуй у Царя́ ца́рствующих на враги́ побе́ду и одоле́ние правосла́вным христиа́нам, всей держа́ве правосла́вной мир, тишину́, тве́рдость в ве́ре и преспе́яние во благоче́стии; нам же, чту́щим честну́ю па́мять твою́, испроси́ благода́тное укрепле́ние на дела́ блага́я, да благоутро́бное Влады́це на́шему Христу́ Бо́гу зде творя́ще, сподо́бимся моли́твами твои́ми насле́довати Ца́рствие Небе́сное для ве́чнаго прославле́ния Его́ со Отце́м и Святы́м Ду́хом. Ами́нь.

Молитва вторая

Святы́й великому́чениче Христо́в Дими́трие! Предстоя́ со дерзнове́нием Небе́сному Царю́, испроси́ у Него́ проще́ние согреше́ний на́ших и о е́же изба́витися нам, окая́нным (имена) от всегуби́тельныя я́звы, огня́ и ве́чныя ка́зни. Моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити прихо́д (дом) сей и хра́м наш. Испроси́ нам благода́тное укрепле́ние на дела́ блага́я, да благоуго́дное Влады́це на́шему Христу́ Бо́гу зде творя́ще, сподо́бимся моли́твами Твои́ми насле́довати Ца́рствие Небе́сное и та́мо прославля́ти Его́, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

^sss^Великомученик Дмитрий Солунский^sss^ Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Святой князь Александр Невский

Святой Пророк Самуи

Праздник Рождества Иоанна Предтечи 

Святой Иоанн Креститель

Илья Муромец — святой богатырь

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии