Икона апостола Петра: особенности иконографии, о чём молятся святому

Апостол Петр относится к числу самых первых учеников Христа, выделяясь даже среди первых двенадцати последователей Спасителя своей горячей верой и рвением в служении Ему. И после того, как ученики Христа ступили на свой апостольский путь, роль Петра в распространении христианства оставалась одной из важнейших. Неудивительно поэтому, что в православной иконографии образ святого апостола Петра занимает такое значительное место.

Апостол Петр, монастырь св. Екатерины, Синай

XIII в.

Деталь иконы «Деисус».

Краткое жизнеописание

Апостола Петра до его призвания звали Симоном, он жил простой жизнью рыбака, был человеком семейным. Христос дал рыбаку Симону имя Петр, что означает «камень» и предрек, что этот камень станет основой всей христианской церкви. Петр был в числе тех учеников, которых Спаситель удостоил видеть Свое Преображение, и тех, кто должен был молиться вместе с Ним в Гефсиманском саду.

Петр первым бросился на защиту своего Учителя, когда его пришли схватить посланные от Синедриона. И Петр же трижды отрекся от Христа в ночь Его ареста. Произошло это именно так, как и предрекал Христос, сказавший, что петух не пропоет, как Петр трижды от Него отречется. Свое отступничество Петр искупил горьким и искренним раскаянием.

Предание гласит, что на протяжении всей жизни, стоило ему услышать крик петуха на заре, он принимался проливать слезы. Спаситель простил Своего ученика, и Петр вошел в число тех людей, которым Христос явился первым после Своего Воскрешения.

Апостол Петр

Школа или худ. центр: Новгород

Конец XIV в.

Смирнова 1976: Конец XIV — XV в.

Новгородская икона 1983: XV в., Обонежье

Лазарев 2000/1: Конец XIV в.

41 × 30 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Инв. 2898

После того, как Господь вознесся на небеса, Петр начал проповедь. Несмотря на то, что он был человеком неученым, слова его были так убедительны, а личность так сильна, что простая речь неискушенного в риторике рыбака имела огромное воздействие на людей. Обходя страны Палестины, Малой Азии, побывав в Греции, в Египте, Петр обратил в христианство тысячи новых адептов.

По его молитве исцелялись люди, происходили другие чудеса. Однажды случилось так, что его, заточенного в темницу, освободил от оков и вывел мимо спящей стражи ангел, посланный Спасителем. Петр – автор двух апостольских Посланий, обращенных к христианам Малой Азии. Они написаны с целью утвердить братьев в вере и предостеречь их от «лжеучителей» представителей многочисленных гностических сект и учений, которых было много в то время.

Свою кончину Петр встретил в столице Империи. Он проповедовал здесь слово Христово, но когда начались преследования христиан, Петр, по совету своих учеников, решил спастись бегством. Покидая город, он увидел, что по дороге навстречу ему идет его Учитель. Пав на колени, Петр обратился к Спасителю со словами: «Куда идешь, Господи?». И Христос ответил ему: «Иду пострадать за людей, которых ты покинул!». Устыдившись, Петр тут же вернулся в Рим, где вскоре был схвачен и распят.

Иконография

Первые изображения апостола Петра появились еще в римских катакомбах, где собирались на свои Богослужения ранние христиане и мог бывать и сам Петр. Характерные особенности, которые отличают изображения Петра на иконах и картинах более позднего времени, просматриваются уже там: небольшая седая борода, короткие, тоже седые волосы.

Одна из самых ранних канонических икон апостола Петра находится в Синайском монастыре святой Екатерины, и относится к IV веку. Эта икона выполнена в технике энкаустики, т.е., написана горячими восковыми красками.

На иконе можно видеть седого мужчину с короткой бородкой, с очень внимательным, вдумчивым взглядом и общим выражением лица. Апостол держит свитки, как знак своего служения по распространению веры Христовой и крест, как символ того, что был верен слову Господа до конца своей жизни и до конца пронес исповедание своей веры. Очень похожее изображение апостола Петра можно видеть в базилике Сан-Витале в Равенне.

Апостол Петр

VI в.

Frühe Ikonen 1972: VII в.

Очерки истории искусства 1987: VI в.

Βοκοτοπουλος 1995: Вторая половина VI — начало VII вв.

Bayet 2009: VI в.

К истокам 2009: VI в.

Энкаустическая икона

92.8 × 53.1 см

В раннехристианские времена появились и неизменные атрибуты в виде свитка и ключей, как знак того, что Петр – привратник Рая. Таким Петр предстает уже на самых первых древнерусских иконах. К их числу можно отнести новогородскую XI века икону Петра и Павла, предположительно привезенную князем Владимиром из Корсуни.

Апостолы Петр и Павел

Школа или худ. центр: Новгород

Середина XI в.

Живопись домонгольской Руси 1974: Середина XI в.

Лазарев 2000/1: Середина XI в.

Вилинбахова 2006: Середина XI в.

Иконы Великого Новгорода 2008: Ок. 1050–1052 гг.

Трифонова 2013: Середина — вторая половина XI в.

236 × 147 см

Новгородский гос. историко-архитектурный и

худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия

Инв. 11776

Еще одна икона домонгольского времени, изображающая апостолов Петра и Павла, относится к XII веку. Она принадлежит, видимо, кисти местного, а не греческого мастера. Апостол на ней так же узнаваем, благодаря характерной внешности, несмотря на то, что не имеет в руках никаких атрибутов.

Впоследствии этот иконографический тип получил отражение в иконах Андрея Рублева и других представителей его школы, а так же в более поздних иконах, написанных уже в XVII-XIII столетиях.

К числу распространенных сюжетов относятся те, которые носят название «Петр и петух» или «Петр со слезами». На них зепечатлен тот самый миг, когда трижды отрекшись от Христа, Петр слышит пение петуха и заливается слезами раскаяния.

Изображения апостолов Петра и Павла

Чаще всего Петра изображают вместе с апостолом Павлом.

Несмотря на то, что это были очень разные по характеру, по происхождению люди – простой рыбак и представитель иудейской элиты, человек простой и неискушенный в науках, и получивший великолепное образование потомственный фарисей, верный последователь Христа и, первоначально, один из самых ярых гонителей христиан и т.п. – апостолов объединяет главное: горячая вера и любовь к Христу и стремление несли слово Божье всем народам.

Интересный фактПетр и Павел стали главными провозвестниками грядущего торжества христианской веры, более всех потрудившимися для того, чтобы это торжество наступило. Именно по этой причине их изображают вместе.

К числу ранних совместных изображений апостолов можно отнести мозаику из гробницы Галлы Плацидии в Равенне. Впоследствии совместный тип изображений утвердился повсеместно. Апостолов пишут стоящими во весь рост и держащими атрибуты: Петра с ключами, Павла с книгой. Частый сюжет – братское целование двух апостолов, как символ единения во Христе.

Мавзолей галлы Плацидии мозаика.

Апостол Петр относится к числу наиболее узнаваемых и почитаемых персонажей иконописи, поскольку несет в себе яркий пример того, что любой грех, даже такой тяжелый, как отступничество, может быть прощен, если есть искренне раскаяние, о котором будет свидетельствовать вся последующая жизнь. Так, как это было с самим Петром.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 4:

Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2:

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.

Величание

Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия, и вся концы ко Христу приведшия.

Молитва

МОЛИТВЫ СВЯТЫМ ПЕРВОВЕРХОВНЫМ АПОСТОЛАМ ПЕТРУ И ПАВЛУ

Молитва первая

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.

О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших,и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.

Молитва третья

О верховнии Апостоле: Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовица учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущими их, открывающую. Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве божественныя нам уясняющия: ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена: целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильно просим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господом, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным: глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру: — ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики ангельскими и апостольскими дивнаго во святых своих Отца всяческих и Его же послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь.

Молитва четвертая

Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу.

Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь.

Автор: Ольга Ельникова

^sss^Апостол Пётр^sss^

Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Покров Пресвятой Богородицы

Икона Божией Матери «Трех радостей»

Образ преподобного Сергия Радонежского на иконах

Пророк Илия и его иконы

Параскева Пятница: молитва и помощь святой

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии