Изменивший мир император Константин

Римский император, которого Церковь прославила как равноапостольного, прожил жизнь, во многом определившую историю христианства. Константина Великого  в молитвах называют победителем врагов видимых и невидимых, избранным Промыслом для великой миссии.

Царь Константин

И.А. Тюрин, 1860-е годы

Картон, масло.

178 × 91.5 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Копия с работы В. Л. Боровиковского.

Житие первого христианского императора

Отец будущего императора Констанций Хлор впоследствии был провозглашен цезарем; а мать Елена имела простонародное происхождение. Но именно она, будучи христианкой, заронила первые семена веры в душу своего юного сына. Впрочем, и Констанций Хлор, хотя не был членом Церкви, но в целом благожелательно относился к христианству.

27Февраля272 годаРодился Константин наследник престола, будущий святой и император, открывший новую эру в религиозной и политической жизни Римской империи.

Отличавшийся телесной красотой и силой, а также в совершенстве овладевший навыками воинского искусства Константин в молодости служил в армии, участвуя в ряде походов римских войск. Однако после того, как его отец стал цезарем, ему пришлось длительное время находиться в качестве почетного заложника в Никомидии, при дворе императора Диоклетиана, чем обеспечивалась верность последнему Констанция.

Здесь Константин, с одной стороны, видел всю развращенность высшего языческого общества, погрязшего в самых грубых и гнусных пороках. С другой же стороны, он не мог не восхищаться примерами величайшего мужества мучеников Христовых. И его ум и сердце, с детства проникнутые идеалом высокой нравственности, уже тогда отрицались от злого первого и склонялись к благому второму.

Но вопреки зависти и даже стремлению державных язычников из-за этого погубить уклоняющегося от злочестия и склоняющегося к благочестию юношу, Промысел Божий судил иначе.

Интересный фактКонстантин, несмотря на попытки удержать его в Никомидии, отправляется к своему умирающему отцу, после смерти которого войско в 306 году провозгласило его императором Галлии и Британии. Придя к власти, он тут же подтвердил все указы своего отца в пользу христиан, фактически даровав последним свободу вероисповедания.

Между тем, после отречения от престолов Диоклетиана и Максимиана, в Римской Империи началась длительная междоусобная война. Одно время в ней правили сразу шесть императоров, воюющие друг с другом. И только в уделе Константина царили мир и благоденствие, поскольку он не желал враждовать с кем-либо из-за власти.

Наконец, в Италии воцаряется сын Максимиана Максенций, а на Востоке – Ликиний. Константин признал их и даже направил к первому в Рим мирное посольство. Но тот захотел быть единственным правителем и начал деятельно готовиться к войне с соперниками.

Это, а также настоятельная просьба римлян, возмущенных омерзительными беззакониями этого тирана, который не только расхищал имущество именитых граждан, но еще похищал их жен и дочерей, превращая в своих наложниц, или отдавая для того же своим приспешникам, заставила Константина выступить с войском в поход (312 г.) против Максенция в Италию.

Но это было предприятием чрезвычайной трудности. Не говоря уже о том, что армия последнего была гораздо больше, сама идея войны против священного, овеянного славой многих побед Рима, смущала войско. К тому же нечестивый тиран надеялся на силу своих ложных богов, т.е. демонов, принося им множество жертв, даже человеческих!

Видя все это, св.Константин молитвенно стал просить помощи у Всевышнего Бога, которому поклонялась его мать и почитал отец. И его молитва не осталась тщетной. Как повествуется в житии святого:

«Однажды после полудня, когда солнце начало уже склоняться к западу, – говорил царь, – я собственными глазами увидел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: «сим побеждай».Это зрелище поразило ужасом как самого царя, так и войско, находившееся около него, ибо крест, как позорное орудие казни, у язычников считался дурным предзнаменованием. Константин находился в недоумении и говорил сам себе: что значит такое явление? Но между тем как он размышлял, наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос с виденным на небе знамением и повелел сделать знамя, подобное виденному на небе, и употреблять его для защиты при нападении врагов.

Встав от сна, Константин рассказал своим друзьям тайну своего сонного видения, а потом позвал к себе опытных мастеров и, описав им образ чудного знамени, приказал устроить, по подобию этого, хоругвь из золота и драгоценных камней; воинам же своим он приказал изобразить крест на щитах и шлемах. Пораженной дивным видением Константин вместе с тем решился не чтить никакого другого Бога, кроме явившегося ему Христа; пригласив к себе таинников Его слова – христианских священников, – он спрашивал их: кто тот Бог и какой смысл знамения, какое он видел?

Выслушав же их ответ о едином Боге, о тайне воплощения Его Единородного Сына для спасения человеков, о крестной смерти Господа Иисуса, победившего смертную державу, о крестном знамении, явившемся ему, что оно есть знак победный, Константин вполне и сознательно в душе своей стал христианином.

С того времени он начал усердно заниматься чтением священного Писания и постоянно имел при себе иереев, хотя и не принял еще святого крещения».

С помощью Божией он, в ряде сражений разгромив полководцев Максенция, нанес ему окончательное поражение у Мильвийского моста (через Тибр, недалеко от Рима). Став, таким образом, вместе с Ликинием, единственными правителями. Впрочем, последний неоднократно строил заговоры против Константина. Поэтому был окончательно низвергнут им в 324 году.

Однако значительно ранее, в 313 году св.Константин Великий издал Миланский эдикт, которым прекращались вековые гонения язычников на христиан. И множество их, находящихся в тюрьмах за свою веру, были отпущены на свободу. По свидетельству очевидцев, тогда все дороги были заполнены толпами этих ликующих последователей Христа.

Святой равноапостольный Константин Великий

Нам, вспоминающим сие величайшее деяние сего Царя, следует избегать ложных мнений по этому поводу. Несостоятельным является утверждение, что он поступил так не по голосу своей веры и совести, а лишь по политическим мотивам. Но в действительности, по подсчетам ряда авторитетных историков, в Римской империи, несмотря на значительное распространение христианства, последних было не более одной десятой части, т.е. она была на 90 процентов языческой страной. Поэтому Миланский эдикт не только не принес каких-то политических дивидендов Императору, но, скорее, наоборот.

Еще более ложное мнение состоит в том, что, якобы, «этим актом христиане получили какие-то преимущества перед язычниками и сами стали гнать своих недавних гонителей». На самом деле сим повелением равноапостольного Царя Церковь Христова и ее священники лишь получили те же самые права, какие и до этого, издревле имели идольские капища и их жрецы. Никто последних не гнал; язычество просто постепенно умерло своей естественной смертью, не выдерживая никакого сравнения с христианством.

И доказать это очень легко. Ведь наша Церковь имеет мартирологи, насчитывающие десятки, сотни тысяч христианских мучеников, пострадавших от рук идолопоклонников. Зато последние не смогут начислить нам хотя бы десяток своих последователей, «положивших души» за Зевса, Аполлона, Венеру или какого-то другого идола…

Но с прекращением гонений на Церковь, сатана, этот пестрый, видоизменяющийся змий, не перестает враждовать против нее. Он воздвигает свое новое злобное орудие – ересиарха Ария, лжеучение которого вызвало церковные нестроения. Ради их устранения св.Император Константин созвал Первый Вселенский Собор (325 г.), осудивший Ария и его ересь.

Следует также сказать, что часто в тени величайших церковно-религиозных деяний св. царя Константина остается его не менее значительная государственно-политическая деятельность.  А ведь Великим его называют не только христиане, так его в свое время величали и языческие подданные Римской Империи. Дело в том, что в последней еще задолго до правления сего Царя начался глубокий и всеобъемлющий кризис.

Христианство и исторический процесс

Православные знают, что наиболее лютыми гонителями христианства были императоры Декий (недолго правил в середине III в.) и Диоклетиан (конец III начало IV в.в.). Но далеко не все знают основную причину сих гонений. Дело в том, что эти цари (особенно второй) пытались своими реформами остановить кризис, грозящий Империи гибелью. Однако основной причиной всеобщего упадка они неосновательно считали христианство. Поэтому полное искоренение его они ставили во главу угла своих реформаторских усилий. Отсюда и особая лютость их гонений.

Конечно, святые отцы и учителя Церкви, особенно ее апологеты, опровергали эту клевету, на основании исторических фактов доказывая, что дело обстоит, скорее, наоборот. И действительно, упадок Рима с особой силой проявился еще в I веке, во время правления безумного Нерона. Но затем последовал, как сами язычники утверждали, «золотой век Империи», когда ею правили благоразумные, деятельные цари: от Нервы до Марка Аврелия (с 98 по 180 г.г.).

Очевидно, утверждали апологеты, этот век случился не без молитв православных, коим ап.Павел положительно заповедал:

«Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим.2: 1-2).

Впрочем, сатанинская клевета живуча. Уже значительно позже, в XVIII в. (который русский философ Н.Бердяев называл веком просветительской глупости) ее повторил английский историк Э.Гиббон. В своем объемном, но неглубоком опусе «История упадка и разрушения Римской империи» опять обвинивший в этих упадке и разрушении христианство.

Читайте также:  Когда нужно помолиться св. Матроне Московской, можно прочитать этот канон

Все-таки живший за две с лишним тысячи лет до него Конфуций был значительно умнее. В летописи Чунь-цю или «Весна и осень» его также интересовал вопрос, почему древнее, некогда (во время своей весны) могущественное китайское государство пришло в упадок (осень). Ответ Конфуций в этом сочинении дает не правильный. Но, о всяком случае, он, как и положено по законам логики, сначала задал вопрос, а потом попытался на него ответить. А у Гиббона заранее заготовленная «просветительством» глупая «догма» об обязательной «вине» христианства заложена в качестве исходного пункта его опуса.

В действительности, все обстоит совершенно иначе. Трудами ряда выдающихся ученых, философов истории (среди которых особенно следует отметить Н.Я Данилевского и О.Шпенглера) было доказано, что история любой цивилизации, что китайской, что античной, проходит ряд этапов: зарождение, расцвет, увядание и гибель (Шпенглер, не без намека на Конфуция, называет их: весна; лето; осень; зима). И это естественный исторический процесс, без чье-либо вины!

Таким образом ложными оказываются все глупые инсинуации (что Декия, что Диоклетиана, что Гиббона или еще кого) об ответственности христианства за гибель Римской Империи. Она пришла в упадок в силу естественных причин своего исторического развития. Пережив когда-то давным-давно свою весну, античная цивилизация, а вместе с ней и основанная в ее рамках Империя, во времена св. императора Константина закономерно пришли в упадок, достигнув своей исторической зимы.

И именно этот равноапостольный Царь был тем единственным, кто сумел повернуть колесо истории вспять; тем, кто своими реформами, основанными на христианизации Империи, сумел дать ей вторую жизнь. Особенно четко это проявилось в перенесении ее центра с запада, с древнего Рима, исполненного языческими храмами и предрассудками, на восток, в Новый Рим (Константинополь) – сугубо христианский город, созданный волей благочестивого Самодержца на месте небольшого поселения Византий.

Кстати говоря, последнее наименование послужило предлогом для западных историков (в том числе и вышеупомянутого Э.Гиббона) придумать какую-то мифическую, «ни к селу, ни к городу», т.е. непонятно откуда взявшуюся «Византию». На самом деле по всем признакам – это была восточная, наиболее христианизированная часть Римской Империи, т.е. Второй Рим. И именно так всегда понимали сие ее граждане, называя себя ромеями, т.е. римлянами, а не какими-то «византийцами».

А теперь просто хронологически оценим этот главный плод государственной деятельности св.Константина Великого.

Интересный фактЗападная часть Римской Империи, как ей и было положено по логике истории, пала в 476 году. Восточная же ее часть продолжала жить с IV века по Р.Х. до 1453 года, т.е. 1000 лет.

По Шпенглеру это приблизительный срок существования любой цивилизации, прошедшей свой исторический путь от «весны» до «зимы». Другими словами это и означает, что равноапостольный Царь, единственный раз за всю историю человечества, сумел дать вторую жизнь цивилизации (античной), путем ее христианизации!

Здесь для нас весьма актуальным является еще и следующее. Западноевропейская культура, в рамках которой существует сейчас практически все человечество, по тому же Шпенглеру зародилась в начале второго тысячелетия по Р.Х. Это значит, что она уже прожила положенный ей по законам истории свой тысячелетний срок и достигла своей исторической «зимы». Что, естественно, сопровождается, как мы и ощущаем это на собственной шкуре, ее всеобщим кризисом. И как тогда в последнем обвиняли христиан, так теперь в нем, прямо или косвенно, обвиняют русских.

Как от тех, так и от этих лживых клевет кризис не пройдет. Интересно другое: воздвигнет ли в наше время Господь, молитвами св. равноап. Константина, подобного ему другого государственного деятеля, способного хоть что-то сделать в том же духе и русле, или нет? Ведь просто так западноевропейская цивилизация не погибнет, но постарается утащить с собою в погибель все человечество, да еще с финалом, не запланированным Апокалипсисом!

Деяния святого равноапостольного царя

Но вернемся к жизнеописанию святого. Конечно, о нем можно сказать еще многое, например, о его храмостроительстве, в деле коего ему помогала его мать, св.Царица Елена.

Святые равноапостольные Константин и Елена

Вторая половина XVI в.

Дерево, темпера.

60.5 × 52.5 см

Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

По воле и желанию своего державного сына обретшая Крест Господень. Величайшим церковно-архитектурным памятником их храмостроительства является великолепнейший Иерусалимский храм Воскресения Христова (Гроба Господня).

Много стараний благочестивый Император прилагал к созиданию у своих подданных и истинно христианской нравственности. И это при том, что тогда он еще не был крещен, но принял Таинство Крещения лишь перед самой смертью, последовавшей в 337 году. Это, на первый взгляд, странное замедление было связано с поверьями того времени, когда христиане боялись впасть в грех после крещения. Поэтому отлагали его до самого последнего времени.

Прославление

В Православной Церкви Константин Великий был причислен к лику святых как равноапостольный. А у римо-католиков он почитается таковым только после Брестской унии 1596 г., и лишь в храмах восточного обряда. День памяти – 21 мая/3 июня.

Почитание равноапостольных Царей Константина и Елены чрез создание храмов в их честь распространено как во многих частей бывшего Второго Рима (например, на Кипре, в селении Тохни; в Болгарии, г.Плодив) так и в наших пределах: в Киеве, Симферополе и других городах и селах.

Это же почитание выражается в молитвенных прошениях к сим святым, которые ныне весьма актуальны по вышеуказанным причинам. Ниже приводим эти молитвы, которые полезно читать каждому православному верующему.

Автор: протоиерей Георгий Городенцев

Акафист свв. равноап. царям Константину и Елене

Кондак 1

Избраннии предвечным Царем, святии равноапостольнии Константине и Елено, на всемирное воздвижение Животворящаго и Спасительнаго Креста Господня, имже соделася спасение рода человеческаго, искупленнаго кровию пригвожденнаго на нем Агнца Божия, да вси праведнии и грешнии благодарственно взывают вам:

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Икос 1

Ангельский собор на земли зряше велие чудо — како обретеся Святое Древо, на много лет в недрех земли бездушным камением хранимое, ныне же руками архиерейскими возносимое, людие же видевше сие, ниц на землю падоша, слезно вопия: Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй! Вас же, святии равноапостольнии Константине и Елено, смиренно величаху:

Радуйся, блаженная мати, зело возлюбившая Христа; радуйся, боговенчанный сыне, слуго Небеснаго Царя.

Радуйтеся, земнии Ангели и небеснии человецы; радуйтеся, строителие таин Божиих.

Радуйтеся, яко вами небо и земля духовно возрадовашася; радуйтеся, яко от всех земнородных вкупе прославишася.

Радуйтеся, достойнии носителие имене Христова; радуйтеся, два светила великая во вселенней.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 2

Видев славный Константин во время брани с Максентием в полудни Крест на небе, светом сияющий, и письмена Сим побеждай, повеле оковати все оружие и шлемы бранные, да до конца победив врага помощию Крестною, воспоют распятому Христу победную песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум твой, не просвещен еще святым крещением, царю Константине, просвети Господь во сне нощию, научая победити врага крестным знамением, мы же, дивяся таковому Промыслу Божию о тебе, взываем сице:

Радуйся, двукратным видением Креста свыше озаренный; радуйся, паче всех царей земных превознесенный.

Радуйся, свыше предызбранный на апостольское служение; радуйся, победителю врагов видимых и невидимых.

Радуйся, Крест Господень зело прославивый; радуйся, Церкви Христовой вся силы отдавый.

Радуйся, врага спасения человеческаго посрамивый; радуйся, честным Крестом главу его сокрушивый.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 3

«Силою Креста во брани, ведал еси, богомудре Константине Аз спасох град сей от врагов, и сердце мое уязвлено любовию распятаго Христа, Егоже чту, Емуже покланяюся и не возбраняю любящим Его пети блаженную песнь: Аллилуиа».

Икос 3

Имея в сердцы чувство живыя христианския веры, великий Константин повеле, да сокрушатся идолы и да созиждутся храмы, идеже сонмы Ангелов и лики праведных выну молят своего Создателя. Мы же недостойнии, просяще о мире мира и добром ответе на Страшнем Судищи Христове, зовем вам:

Радуйтеся, первии во христианех царие; радуйтеся, милосердием и властию украшеннии.

Радуйтеся, любовию и правдою одеяннии; радуйтеся, от вражиих прелестей избавленнии.

Радуйтеся, уставов церковных хранителие; радуйтеся, девства и целомудрия любителие.

Радуйтеся, языческия храмы нa земли упразднившии; радуйтеся, день воскресный праздновати установившии.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 4

Бурныя потоки христианския крове твоим повелением, святый Константине, прияша конец; сущии в темницех получиша ослабу, крыющиися во пещерах и горах вспять возвращахуся, и чада Церкве лобзанием святым во объятии встречаху друг друга, воспевая Богу песнь хвалы: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше мученицы и страдальцы Христовы повеление твое, богоблаженне Константине, да свободно исповедают веру Христову, возвеселишася и со слезами радости воспеваху ти сице:

Радуйся, великаго Рима украшение; радуйся, узников Христовых свобождение.

Радуйся, языческаго мира упразднение; радуйся, идолов и кумиров сокрушение.

Радуйся, прав и законов утверждение; радуйся, чар волшебных и гаданий карательное запрещение.

Радуйся, о Церкви пекийся, аки чадолюбивая мати; радуйся, возбранивый осужденных на крестех распятие.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 5

Воскресение Христово видевше, воспеваху людие: се Крест, имже прииде радость всему миру. Неведомо бысть миру оружие, имже новый Давид победи смерть, сокрыто бысть от поклонения верных людий, Ангелы токмо охраняху честный Крест, немолчно воспевая: Аллилуиа.

Читайте также:  Значение праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Икос 5

Видя осмидесятилетняя старица, богомудрая мати Елена, сердце твое, пречудне царю Константине, желанием исполнено к прославлению Святаго Древа, сама со тщанием приемлет труды, да открыет сокровище на поклонение всем языком, с любовию зовущих вам таковая:

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, царие премудрии; радуйтеся, двоице святая, Богом возлюбленная.

Радуйтеся, любовию к Нему аки Серафими пламеневшии; радуйтеся, ревностию аки Апостолы послужившии.

Радуйтеся, усердием вашим яко жены с миры пришедшии; радуйтеся, за подвиги ваша от всех земнородных славимые.

Радуйтеся, яко Ангелы с вами ликуют на небеси; радуйтеся, яко человецы выну восхваляют вас на земли.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 6

Проповедником тайны, идеже бе треблаженное Древо, бысть некий Иуда, иже не хоте указати место сие, сего ради изнурен бысть гладом во глубине кладенца по повелению святой царицы Елены, ейже Дух Святый откры, да употребит всякое усилие для взыскания Креста Господня на радость православным христианом, поющим Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия луч Божественнаго света в сердцы Иуды, непреклоннаго доселе к прошениям и увещаниям богомудрой царицы Елены, иже, отверз уста, глаголаше: Близ Голгофы, в капище Венеры, обрящете Крест вашего Христа. Оттоле начата искати, многи труды понесоша, не обретше жe сокровища, зело изнемогша. Егда же ощутиша велие благоухание из недр земли, усугубиша труды и обретоша три креста, тогда вернии людие прославляху вас со слезами:

Радуйтеся, треблаженнаго Древа усердные искателие; радуйтеся, дела апостольскаго неленостные продолжателие.

Радуйтеся, торжество веры православныя явившии; радуйтеся, люди, чтущии Крест Господень, зело возвеселившии.

Радуйтеся, воздух животворным знамением освятившии; радуйтеся, обретением Креста оставившии людем память вечную.

Радуйтеся, принесшии всему миру радость безконечную.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 7

Хотя тщательно уведети Крест, на немже принесеся Жертва Святая, да не воздадят честь Креста иному, блаженный патриарх Макарий повеле возложити кресты на болящу и мертва, сии же ожиша и здрави бяху, тогда людие, видевше чудо, падоша ниц до земли, Животворящему Кресту, победителю смерти и ада, поюще: Аллилуиа.

Икос 7

Новый христианский храм созидает мудрая царица Елена на Голгофе для всемирнаго воздвижения Животворящаго Креста Господня, безчисленное же множество людий молиша блаженнаго патриарха Макария, да сподобятся узрети Господень Крест. Он же, смирения сый исполнен, с освященным собором высоко подъяша Крест, да видят вси; зряще сие, племена и языцы с благоговением и радостию восклицаху:

Радуйся, Треблаженное Древо, имже спасеся двоица первозданная; радуйся, Честное Древо, имже ад испусти узники.

Радуйся, Честное Древо, Архангелами и Ангелами хранимое; радуйся, Честное Древо, пророками богоглаголивыми предзримое.

Радуйся, Честное Древо, преподобных и праведных веселие; радуйся, Честное Древо, кающихся грешников надеждо и спасение.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 8

Странствующему на земли нашего ради спасения, Иже не имеяше, где главы подклонити, воздвигоша храмы, богомудрии Константине и Елено, в Вифлееме рождшемуся, на Голгофе, идеже распятся, на горе Елеон, отонюдуже вознесеся к Безначальному Отцу, и у дуба Мамврийска, идеже Авраам пригласи Его странна, да вси вернии непрестанно поют Серафимскую песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Все ваше служение бысть во славу Сладчайшаго Господа и Его Пречистыя Матере, Заступницы мира. Кий язык изречет подъятые вами труды? Кий разум постигнет радость, егда обретеся вами желаемый Крест Господень? Сего ради вси земнороднии благодарно взывают вам:

Радуйтеся, Ангельскою чистотою пожившии; радуйтеся, всем сердцем Господа возлюбившии.

Радуйтеся, апостольскою ревностию потрудившиися; радуйтеся, христианским смирением украсившиися.

Радуйтеся, вся добродетели в себе совокупившии; радуйтеся, блаженство райское унаследовавшии.

Радуйтеся, яко зрите всегда Творца и Господа; радуйтеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 9

Всякое еретическое учение отвергше, богомудрии отцы и учителие, собравшиися повелением твоим, царю Константине, на первом Вселенстем соборе, Ария отгнаша и его пособников, и яко гром возгреме во вся концы песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витии сладковещаннии, богоноснии отцы, святители и учители на соборе Никейстем, Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Пафнутий Фиваидский, Павел Неокесарийский, Афанасий Александрийский и прочие исповедницы Христовы, иже, свыше умудрившеся, изложиша тамо Символ веры и всей Церкви узакониша пети Троицу Единосущную, принесше песнь благодарения Верховному Владыце всех Богу и сослужителю своему взывая:

Радуйся, достойный сыне матере своея богомудрыя Елены; радуйся, подражавый ей во смирении неизреченно.

Радуйся, царю, превосходяй мудрость Соломона; радуйся, стяжавый веру праотца Авраама.

Радуйся, законов и власти высокий архитектоне; радуйся, новый Апостоле великаго града Константинополя.

Радуйся, милостивый и кроткий повелителю; радуйся, перваго Никейскаго собора мудрый председателю.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 10

Спастися хотящим в побдвизе девства не возбранял еси, великий Константине, да чистым сердцем возносят молитвы Единому Богу о мире всего мира и, отрешеннии молвы житейския, яко Ангелы поют: Аллилуиа.

Икос 10

Стена, покров и защита бысть тебе во всем Сама Пречистая Дева, Владычица неба и земли. Ейже вручил еси новый град твой на брегах Босфора, да вси людие, укрепляеми Ея милосердым заступлением, воспоминающе веру и подвиги твоя, прехвальне Константине, благоумиленно взывают:

Радуйся, новую столицу Византии освятивый; радуйся, заступлению и покровительству Матере Божией ю вручивый.

Радуйся, храм Божий во имя Ея создавый; радуйся, горячия молитвы в нем возславый.

Радуйся, яко раб разумный таланты своя умноживый; радуйся, волю свою в волю Божию предавый.

Радуйся, храмов святых украшение; радуйся, пастырей Церкве Христовы вразумление.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 11

Пения и усердныя молитвы приносяще ныне во храме вашем, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, просим со слезами: воздежите блаженнии ваши руце, имиже приясте Крест Святый, и молите распятаго на нем Господа, да в покаянии непрестанно зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светла и радостна кончина ваша, святии равноапостольнии Константине и Елено, вы бо победоносное знамение в объятиях своих держаще, показуете сим, да возмет кийждо крест свой и, во смирении шествуя путь земнаго странствия, сподобится получить безболезненную кончину и Божественных Таин причащения, со слезами взывая вам:

Радуйтеся, яко поете Ему со Ангелы Трисвятое пение; радуйтеся, яко с собором Апостолов Ему предстоите.

Радуйтеся, яко вкупе со всеми святыми райская селения зрите; радуйтеся, бедных и убогих милостивии попечителие.

Радуйтеся, от уз и пленения скорые свободителие; радуйтеся, праздника не почитающих строгие наказателие.

Радуйтеся, о всех чтущих память вашу пред Господем предстателие.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 12

Благодать мира, тишину испросите притекающим к вашему заступлению, угодницы Божии, сохраните отечество наше от врагов, находящих на ны, и междоусобныя брани, да милость Божию улучим вашими молитвами, вопиюще со всеми святыми Владыце Христу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще и восхваляюще вас, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, празднуем святую память вашу и просим: не забудите нас, грешных, чтущих труды и подвиги ваша, да вси с верою и любовию зовем к вам:

Радуйтеся, града и храма сего покровителие; радуйтеся, пастырем Церкве богомудрии учителие.

Радуйтеся, во тьме заблуждшим яркие светильницы; радуйтеся, за отечество наше теплии пред Богом молитвенники.

Радуйтеся, яко больных, слепых и глухих исцеляете; радуйтеся, яко от нечаянныя смерти избавляете.

Радуйтеся, еретиков и хульников веры страхом правосудия Божия устрашаете; радуйтеся, грешникам кающимся прощения у Престола Божия испрошаете.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 13

О двоице премудрая, великие царие Константине и Елено, приимите малое сие моление наше и приносимое вам хваление! Избавите чтущих святую память вашу от греховных страстей и вечнаго осуждения, да ходатайством вашим возможем до скончания дней своих покланятися Животворящему Древу Креста Господня и тамо, идеже сияет свет невечерний, пети во славу Креста: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангельский собор…» и кондак 1-й «Избраннии предвечным Царем…».

Молитва первая

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякия скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Все святые Андреи в православном календаре

Тропарь, глас 8

Креста Твоего образ на Небеси видев и, якоже Павел, звание не от человек прием, в царех апостол Твой, Господи, Царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3

Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное древо, всех убо иудеев посрамление суще, оружие же на противныя верных людей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание

Величаем вас, святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, и чтим святую память вашу, вы бо святым Крестом всю вселенную просветили есте.

Канон свв.равноап.Царям Константину и Елене

Глас 8

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Припев: Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Едине Небесный Царю, царствующаго греха ныне во мне Твоих угодников мольбами смиренную душу мою свободи.

Горняго быв рачитель Царствия, блаженне Константине, Царю всех и Владыце, умом чистым веровав, послужил еси.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Светом облиставшися Богоначальным, тьму неразумия оставила еси воистинну, Богомудрая Елено, приискренно Царю веков поработала еси.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Дверь Божественнаго востока, отверзи ми двери покаяния и от дверей смертоноснаго греха ходатайством Твоим избави мя, Владычице.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Припев: Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Возмездия Небесная получити потщался еси, темже зовущему, Богомудре, последовал еси, и тьму оставил еси, отче, преданныя ти лести, и светильник Духом Божественным был еси.

Христу прилепившися и на Него, всечестная, всю возложивши надежду, священная Его места достигла еси, в нихже пречистыя страсти, воплотився, претерпе, Преблагий.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Спасительное оружие, неразоримое одоление, христианскую надежду, Крест Честный, завистию сокровенный, ты явила еси, Божественным распаляема желанием, Богоблаженная.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Священнаго гражданства отпад, Пречистая, приложихся скотом и осужден весь бых; Яже Судию рождшая, всякаго осуждения избави и спаси мя.

Господи, помилуй, трижды.

Седален, глас 8

Чувства простер к Небеси и звездную навыкнув доброту, от сих тайноучим бывая всяческих Господа, крестное же оружие посреде облиста, написуя о сем побеждати и державным быти. Темже, души твоея отверз очеса, письмо прочел еси и образу научився, Константине всечестне, моли Христа Бога согрешений оставление даровати празднующим любовию святую память твою.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.

Припев: Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

С Небесе, яко Павла тя древле, уловляет Христос Господь, Константине, научая тя Царя Единаго Сего почитати.

Пресветлым знамением тя, блаженне, звездами Христос Солнце озаряет и светильника тя омраченным показа.

И нравы Боголюбива и Божественными деянии досточудна, блаженная, была еси: сего ради верою тя славим.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Являеши крыемую леты многими ныне Божественную победу Креста, имже спасохомся и демонския прелести избавихомся.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Душу мою озари, омраченную согрешеньми, Яже Солнце правды рождшая, Приснодево.

Песнь 5

Ирмос: Утренююще, вопием Ти: Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве Тебе, инаго не вемы.

Припев: Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Утреневав к незаходимому Солнцу и Владыце, царю Богомудре, света исполнен был еси.

Любовь и совершенное милосердие, яко порфиру, носящи, вселилася еси ныне в Вышняя Царствия.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Совокупилася еси со безплотных, Елено, ликостоянии, Богу угодивши добродетельными твоими деянии.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Дево, душу мою очисти, оскверненную сластьми телесными, наветом змииным.

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Припев: Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Собрал еси Богоносных отец блаженный лик преславно и теми, Константине, всех обуреваемая сердца утвердил еси единочестна славословити Рождшему, Слова и сопрестольна.

Веровавши в Господа жива, еже быти всем подающаго, мерзских и суетных идолов мертвенная отринула еси служения и прияла еси радостно, Елено, Царство Небесное.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Дланию Твоею окормляеми, Слове, неведения глубочайшую тьму и лютаго безбожия бурю Тобою царствовавшии отринуша и приведошася к тихим благочестия пристанищам, радующеся.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Исцели неисцельно недуговавшее и ухаплением лукаваго люте уязвившееся сердце мое, Отроковице, и Твоего исцеления сподоби, и спаси мя, на Тя надеющагося, мольбами Твоими, Пречистая.

Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Кондак, глас 3

Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное древо, всех убо иудеев посрамление суще, оружие же на противныя верных людей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Икос

Константина, вернии, с материю почтим: Давида бо и сии словеса услышавше, на кедре, и певге, и кипарисе, тресложный Крест познаша, имже спасительная страсть последова, и вся представиша иудеи, уготовитися показати людем велие оправдание, сокровенное зависти ради и ненависти тех, и, сие обретше, показаша они. Сего ради всем победоноснии явишася, оружие носяще необоримое, знамение велие и во бранех грозное.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Припев: Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Твоя повеления сохраняя, повинуся Твоему закону Константин. Темже беззаконнующих низложи ополчения, вопия Тебе: Господи Боже, благословен еси.

Древо, еже всех извлекшее, досточудне, из рова погибели, загребенное завистию, нам открываеши, погребаяй демоны всегубительныя во веки.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Деянии Божественными создала еси сердце твое церковь Богу, Елено, и храмы священныя Тому соделала еси, идеже плотию пречистыя нас ради подъят страсти.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Волею моею согрешаяй и порабощен безместными обычайми, ко обычному Твоему ныне притекаю милосердию, отчаяннаго спаси мя, Пресвятая Богородице.

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель Богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены, сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Припев: Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Яко багряницею, славне, одеявся милосердием, и якоже хламидою, в добрую кротость венцем украшен был еси добродетелей совершенным умом и, преставлься от земли к Вышнему Царствию, зовеши: иереи, благословите, людие, превозносите Христа во веки.

Веселящуюся видящии с сыном тя Богомудрым, славная Елено, в Божии Царствии, Христа величаем, ваш честный праздник показавшаго нам, паче лучи солнечныя нас озаривший, верно поющих: людие, превозносите Христа во веки.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Яко чудно желание твое и нрав Божественный, славная Елено, женам похвало: мест бо достигши, честныя страсти подъемших, Владыце всех храмы прекрасными удобрила еси, вопиющи: людие, превозносите Христа во вся веки.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Души моея очи, многими преступлении ослепленныя, Богородице, просвети, ум мой умири и сердце, молюся, смущенное сластьми многообразными, и спаси мя, вопиюща: иереи, благословите, людие, превозносите Чистую во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем Небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

Припев: Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Гроб, идеже лежит священное, Константине, и честное тело твое, зарю Божественных исцелений чисте приступающим всегда источает, страстей различных тьму отгоня и светом невечерним просвещая восхваляющих тя.

Свято свою скончавши жизнь, со святыми ныне вселилася еси, освящения исполнена бывши и просвещения. Темже и исцелений всегда источаеши реки, и страсти попаляеши, Елено блаженная, и напаяеши души наша.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Пребезначальне безсмертне Царю, Царствия Вышняго сподобил еси, ихже благочестно древле оправдал еси на земли, еже царствовати, Господи, Тя возлюбивших чисте, Елену святую и великаго Константина, ихже молитвами всех ущедри.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Всех Царя и Творца заченши, Дево, родила еси и се ныне, якоже Царица одесную Сего, Чистая, предстоиши. Темже молю Тя: шуия части избави мя в час суда и десным овцам сопричти.

Светилен

Светильницы, просветившии вселенную всю благочестия верою, вы явистеся воистинну, Боговенчанне Константине и Елено славная. Вас возвеличившаго Христа песньми славословим, Дивнаго во святых.

Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Святой князь Александр Невский

Святой Пророк Самуи

Праздник Рождества Иоанна Предтечи 

Святой Иоанн Креститель

Илья Муромец — святой богатырь

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии