Критика ложных мнений о конечности вечных геенских мук

Это мнение ныне высказывается по крайней мере в двух видах: в лжеучении профессора А.И.Осипова о «двух линиях», а также в форме мнений разных церковных и около церковных интеллигентов, считающих, что «Бог это только любовь», поэтому, мол, Он не может обрекать даже самых окаянных грешников на страшные вечные геенские муки. В чем-то эти два вида ложных мнений совпадают, поэтому сии интеллигенты так рьяно и поддерживают проф. Осипова. Но в чем-то они существенно отличаются, в частности, это относится к принципам их аргументации.

Дело в том, что профессор А.И.Осипов это штатный богослов РПЦ. Поэтому, хочешь не хочешь, он строго придерживается основного и общепризнанного критерия истины в Православии, т.е. Св.Писания и Св.Предания. Другое дело, как он их интерпретирует, и об этом еще будет сказано ниже. Но, надо отдать ему должное, аргументируя свои мнения, он так и сыпет цитатами из Св.Писания и свв.отцов.

Что же касается вышеозначенных интеллигентов, то последнее для них не аргумент. Так, к примеру, некто профессор В.Е.Семенов пренебрежительно отзывается об этих самых «цитатах», призывая вместо них «рассуждать». А вот другой интеллигент, А.В.Грунтовский считает, что, по крайней мере, Ветхий Завет это нечто «сомнительное», которое можно понимать по разному: «Одни, мол, глаголят каждое слово и каждая буквица Закон. А другие, мол, вовсе его не читайте. Ну, там же разные вещи есть».

В общем, как видим, для них Св.Писание и Св.Предание не аргумент. Тут нужны другие аргументы. Поэтому критикуя оба вида этих ложных мнений, я также разделю и свою аргументацию. Сначала остановлюсь на мнении проф. Осипова, который в качестве основного элемента своего учения о «двух линиях» утверждает, что в Св.Писании и Св.Предании (т.е. у многих святых отцов), якобы, имеется учение о конечности вечных геенских мук. Естественно, как и Алексей Ильич, я буду аргументировать свою критику этого его мнения также на основе Св.Писания и Св.Предания.

Интеллигентов, оные не признающих, призываю это не читать, поскольку здесь будут столь не любимые ими цитаты, цитаты, это не для них! Для них, если Бог благословит, будет кое-что отдельно и специально. На сей счет есть такой старый фильм «Легкая жизнь», кажется, называется. Так там известная актриса Раневская играла спекулянтку, предлагающую интеллигентным дамочкам «лифчик для дам с высшим образованием». Похоже, и мне придется, основываясь преимущественно на спекулятивной философии (не знаю только, в каком размере), сыграть нечто подобное для наших изысканных интеллигентов, у которых «Бог только любовь» (и где только они такого Бога видели?!). Но об этом позже, а пока вернусь к мнению проф. Осипова.

Я не буду подробно останавливаться на критике его аргументации, т.е. на богословском анализе его цитат, поскольку в предыдущей статье с критикой «двух линий» это уже отчасти делал. Кроме того, есть видеоролик, в котором о.Георгий Максимов изобразил это прямо таки художественно и с присущим ему чувством юмора.

Мне особое удовольствие доставил его «номер, в котором он в качестве «конферансье» поставил самого проф.Осипова. Это когда последний торжественно объявляет имя святого, у которого профессор нашел какую-то цитату, якобы подтверждающую (конечно, абсолютно косвенно и только по домыслу самого Осипова) конечность вечных мук. А о.Георгий сразу же после каждого этого объявления того или иного имени приводит другую цитату из творений этого же святого, где он совершенно прямо говорит именно о вечности геенских мук.

Читайте также:  Вопрос: можно ли работать в Вербное воскресение?

На сей счет стиль логики проф. А.И.Осипова и его последователей можно описать приблизительно так: «Война это мир; свобода это рабство» и т.д. Это из романа Д.Оруэлла «1984», в котором описано сугубо тоталитарное общество, одним из признаков которого является двоемыслие, выраженное в приведенных и других подобных им слоганах. Так вот, по определению самого Оруэлла: «Двоемыслие означает способность одновременно держаться двух противоречащих друг другу убеждений» (Википедия). Не правда ли, очень похоже на две линии проф.Осипова, которые и которое (двоемыслие) он пытается приписать Св.Писанию и Св.Преданию!

Но дело не только в этом. Оруэлловское двоемыслие, отчасти знакомое нам по советской эпохе, предполагало еще и следующее. Партийный идеолог зачастую должен был прибегать к тончайшим аргументам и самым грубым домыслам, чтобы доказать, например, что «белое это черное, а черное белое». При этом полностью игнорировался тот совершенно очевидный даже на первый взгляд факт, что белое все-таки белое, а черное черное.

Приблизительно так же действует и проф. А.И.Осипов. Спрашивается, зачем с помощью каких-то чрезмерно «тонких» изысканий и грубых домыслов выискивать у святых отцов какие-то цитаты, косвенно и лишь, по мнению самого профессора, якобы подтверждающие конечность вечных мук, когда эти же святые совершенно прямо говорили об их вечности?! Очевидно, мы имеем дело с рудиментом тоталитарного «большевистского» мышления под названием двоемыслие; правда, имеем этот рудимент не в идеологии, а в богословии.

Это же относится и к толкованию проф. Осиповым Св.Писания. Так, в частности, он пытается противопоставить учение Христа о вечных муках (Мф.25:41; 46), учению апостолов, которые, якобы, так не учили, и даже, по мнению проф. Осипова, учили об обратном. На самом деле и апостолы учили о «вечной погибели не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (ср.2 Фес: 9;8) Но рассмотрим более подробно это учение Св.Писания на основании самого Св.Писания.

Как известно каждому православному христианину, ежегодно молящемуся за Божественной литургией в Неделю о Страшном суде, на нем Господь Праведный Судия говорит нераскаявшимся грешникам: «Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его И пойдут сии в муку вечную» (Мф.25: 41; 46). Проф.Осипов в рамках своего учения о «двух линиях» пытается утверждать, что апостолы в своих апостольских посланиях, являющихся частью Нового Завета, «противореча Христу», наоборот, «учили о конечности вечных геенских мук». Ну то, что такое утверждение совершенно ложно, было показано ранее, причем не только и не столько мною, сколько вышеупомянутым о.Георгием Максимовым и другими богословами.

Я же в данной статье хочу показать, что святые апостолы в своих посланиях не просто говорили о вечности геенских мук, но говорили это БУКВАЛЬНО так же, как скажет Господь на Страшном суде. Что и неудивительно, ведь говорили-то они Духом Святым, о Котором Сам Христос сказал им: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14: 26).

Читайте также:  О сотворении мира: Шестоднев

При этом замечу следующее: проф.А.И.Осипов, да и его адепты могут возразить, что в апостольских посланиях есть лишь одно место, где говорится о «вечной погибели» (2 Фес.8-9). Это верно, но ведь апостол Павел в другом месте говорит так, как будто обращается лично к проф.Осипову и его адептам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6: 9-10); и это апостол утверждает неоднократно (ср.Гал.5: 19-21; Еф.5: 5-7).

Вот так-то, не наследуют никогда! Поскольку же в Православии, в отличие от католичества, нет никакого среднего места (типа «чистилища») между Царством Божиим и геенной, то это значит, что эти грешники пойдут на вечные муки в геенну! Если, конечно, за время земной жизни не покаются. Но может быть, делая такой вывод по собственному смышлению, я ошибаюсь? Что говорит об этом само Св.Писание куда пойдут эти нераскаявшиеся грешники?

А вот что оно говорит: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21: 8). Как видим, в этом озере огненном практически те же лица, что и в вышеприведенных местах посланий ап.Павла (1 Кор.6: 9-10;Гал.5: 19-21; Еф.5: 5-7). И что интересно, это не я так думаю, а Св.Писание, в котором имеются параллельные места, специально обозначенные в подстрочнике разных его изданий. Так вот, во всяком случае в моей Библии (Издание Московской Патриархии. М., 1976) и в моем Новом Завете того же издания, в качестве параллельного места для Откр.21: 8 приводится именно 1 Кор.6: 9-10 и Гал.5: 19-21. Что как раз на основании Св.Писания, а не только по моему мнению, свидетельствует, что все эти нераскаянные грешники, упомянутые ап.Павлом, несомненно попадут в оное озере огненное.

Но что это за озеро? Уточним сие по контексту данного места Апокалипсиса, где несколько ранее о сем озере говорится так: «Диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр.20: 10). Итак, согласно учению апостолов Павла и Иоанна Богослова, т.е. согласно учению Новозаветных Священных Апостольских Книг, все сии «боязливые, неверные, скверные, убийцы, любодеи, чародеи, идолослужители, лжецы» и прочие подобные им нераскаявшиеся грешники пойдут на вечные муки в «озеро огненное», т.е. геенну, в которой уже вечно мучаются диавол и его слуги (ангелы его).

Чем не только полностью опровергается ложное мнение проф.Осипова о противоречии Книг Апостольских учению Евангелия о Страшном суде (Мф.25: 41; 46), но оказывается, что апостолы говорят об участи нераскаянных грешников практически БУКВАЛЬНО то же самое, что этим грешникам скажет и Сам Господь: «Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его И пойдут сии в муку вечную» (Мф.25: 41; 46)!!!

Вот приблизительно так, т.е. на основании самого Св.Писания и свв.отцов, надо толковать Св.Писание, а не пытаться, как это делает проф.Осипов, навязать ему и святым отцам какие-то свои лжеучения. Помнится, в одном из своих выступлений (есть такое видео) проф.А.И.Осипов в процессе изложения своего лжеучения о «двух линиях», пытаясь опровергнуть вышеприведенные прямые слова Христа о вечности геенских мучений (Мф.25: 41; 46), привел множество цитат святых отцов, которые якобы «учили о конечности вечных учений». Как они об этом «учили», уже было сказано ранее: разумеется, лишь по неосновательным домыслам самого профессора.

Читайте также:  Что означает акафист и как правильно его читать

Но самое интересное было в конце этого видео. В конце оного профессор с довольным видом назидательно сказал, что надо толковать Св.Писание не своим умом, а на основании святых отцов; разумея, конечно, не их, а свои собственные домыслы, которые он отцам приписывает. Но, тем не менее, проф. А.И.Осипов совершенно правильно изрек, даже снова его процитирую: «Надо толковать Св.Писание не своим умом, а на основании святых отцов».

Так в чем же дело, Алексий Ильич, давайте приведем прямое толкование свв.отцов на это место Св.Писания (Мф.25: 41; 46), на эти слова Христа о вечности геенским мук, которые вызывают у Вас сомнения. Все более или менее благочестивые православные знают, что в Православной Церкви общепризнанными толкователями Евангелия являются святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт. Что касается первого, то по интересующему нас вопросу он не говорит ничего. Зато вот как толкует это место Св.Писания (Мф.25: 41; 46) блаженный Феофилакт: «И пойдут такие люди в муку вечную и никогда нескончаемую, а праведники в жизнь вечную. Как святые имеют непрестающую радость, так грішники непрестающее мучение; хотя Ориген и пустословит, говоря,что будто бы есть конец наказанию, что грешники не вечно будут мучиться, что наступит время, когда, очистившись чрез мучение, они перейдут в то место, где находяться праведные, но эта басня ясно обличается здесь, в словах Господа. Господь говорит о вечном наказании, то есть непрекращаемом, ибо сравнивает праведных с овцами, а грешников с козлищами. В самом деле, как козлу никогда не бывать овцою, так и грешник в будущем веке никогда не очистится и не будет праведным».

Итак, несколько перефразируя одно из мест сего толкования блаженного Феофилакта, скажу почти его же словами: «Хотя Ориген (а вместе с ним проф. А.И.Осипов) и пустословят, говоря, что будто бы есть конец наказанию, что грешники не вечно будут мучиться, что наступит время, когда, очистившись чрез мучение, они перейдут в то место, где находяться праведные, но эта басня ясно обличается здесь, в словах Господа (Мф.25: 41; 46)».

Вот о чем говорит Св.Писание, если толковать его не своим умом, а, как советует нам сам проф. А.И.Осипов, на основании святых отцов! Да, ничего не скажешь, говорит, как бьет, и прямо не в бровь, а в глаз!

Поделиться

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии