Православное погребение по церковным традициям

Несколько слов о смерти

Смерть человека – это такое же неотъемлемое свойство нашего бытия, как и жизнь. Однако отношение к ним различное, очень часто диаметрально противоположное. Подавляющее большинство людей хотят жить, и почти никто не хочет умирать. Более того, плотской человек в определенном смысле считает себя… бессмертным!

Как это может быть, объясняют святые отцы. И действительно, говорят они, вот каким образом рассуждает такой мнимо «бессмертный». Нет, он конечно знает, что все люди смертны, однако в то же время думает о себе так: ведь завтра я точно не умру; на следующий день опять бывает такое «не умирающее» завтра – и так всю жизнь лжеименной разум лживо и вкрадчиво пророчит своему обладателю «бессмертие», пока неожиданно не подкрадется… смерть!

Не верите? А тогда ответьте, зачем многие накапливают себе изобильные имущества на несколько жизней, а некоторые богатеи (миллионеры в СКВ и миллиардеры) стяжают, как правило, неправедно, столько денег, что их хватит на миллионы лет жизни?! Надо думать, они надеются прожить эти миллионы лет.

Как скажем, известный Дэвид Рокфеллер, которому поменяли шесть сердец, благодаря чему он дожил до ста лет. И на этом юбилее, в ответ на поздравления, заявил, что желает дожить до двухсот. Правда, дуба он врезал вскоре, на сто втором году своего бытия, несмотря на собственные многие, очень многие миллиарды долларов.

Это интересно: Стяжательство: что это за грех?

Необходимость погребения

Мораль всего вышесказанного такова: человеку всю жизнь надо готовиться к смерти и погребению. Ибо это естественный закон, установленный после грехопадения прародителей Богом. Который сказал Адаму, а в его лице и всему будущему человечеству:

“В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3: 19).

Этот прах и есть земля, из которой сотворен Адам (Быт.2: 7), и в которую он и все мы, его чада, возвращаемся после своей смерти.

Предание земле, но не кремация

Отсюда также совершенно очевидно, что христианским обычаем по этой заповеди Божией (ср.Быт.3: 19) является именно погребение тела усопшего в земле, а не его сожжение (кремация).

Интересный фактКстати говоря, археологи так всегда и различают древние поселения по вероисповеданию их жителей. А именно: если есть погребения в земле, то там жили христиане; если же там трупы сжигались – то это язычники.

Как подготовиться к переходу в вечность

А, согласно вышесказанному, состоящая в цело жизненной, постоянной подготовке к смерти, христианская добродетель называется память смертная. Но эта добродетель доступна лишь христианам, имеющим упование на вечное и блаженное загробное бытие.

Для неверующего, плотского человека, не имеющего такового христианского упования, постоянная память о неминуемой будущей смерти само по себе смертельно опасна. Поскольку вполне способна разрушить его итак краткую земную жизнь, склонив его к неумеренному и непомерному гедонизму, по принципу: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор.15: 32). Отсюда чрезмерный, истощающий плоть блуд; всяческие извращения; наркомания; пьянство и т.п., заканчивается же это все, зачастую, суицидом!

А вот настоящий православный христианин всегда помнит о смерти, всю жизнь готовится к ней, избегая греховных дел и стараясь совершать добродетели. Тут следует заметить, что, так сказать, последней такой добродетелью является именно погребение. В коем нуждаются даже святые.

К примеру, когда я пишу эти строки, Православная Церковь на 5-й Неделе Великого поста вспоминает преподобную Марию Египетскую. Но заметим из ее жития, что и такая великая святая по своей блаженной кончине нуждалась в погребении, для чего, в основном, и призван был к ней старец Зосима.

Который, придя к телу блаженной подвижницы:

«Быстро… приблизился к ней и припав к ногам ее, благоговейно облобызал и оросил их своими слезами. Долго он плакал; потом, прочитав положенные на погребение псалмы и молитвы, он стал думать, можно ли погребать тело преподобной, будет ли ей это угодно. Тут он увидел у головы блаженной такую надпись, начертанную на земле: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня”.

Обратим внимание, что преподобный Зосима прочитал «положенные на погребение псалмы и молитвы». Это свидетельствует о том, что уже тогда (середина шестого века по Рождестве Христова) при погребении христиан был богослужебный чин отпевания. Который и совершил над телом преп.Марии старец, бывший священнослужителем (вероятно, иеромонахом). Впрочем, из Священного Писания и Священного Предания мы узнаем, что такой чин отпевания существовал гораздо раньше, еще со времен апостольских. И в настоящее время в Православной Церкви существует чин отпевания.

Обряд отпевания

Как отпевают младенцев

По своей сути это молитвы священника о спасении души умершего или, хотя бы, об ослаблении его грехов. Исключение составляет погребение младенцев (детей до семи лет). Поскольку крещеные младенцы не имеют грехов, то при их погребении нет и прошений о прощении оных. Но там младенец восхваляется как уже блаженный, душа коего уже достигла рая.

При этом следует заметить, что преждевременная смерть этих деток вызывает сильнейшую скорбь у их родителей. Тут вспоминается случай с неким оптинским старцем, который, видя такую плачущую о своем умершем ребенке мать, утешил ее, напомнив о том, в какое небесное блаженство идут души этих младенцев. Когда же женщина сказало, что это знает, но сердце ее все равно болит. То старец ответил ей так: пусть оно болит – это твое материнское дело; но ты при этой боли все время помни, куда пошла душа твоего дитяти! И женщина ушла от него утешенная.

Особенности отпевания священнослужителей

Отпевание над мирянами может совершаться как в храме, так и дома, по желанию родственников усопшего. Но предается земле тело покойного уже на кладбище. Где священник совершает обряд печатания гроба, первый лопатой крестообразно посыпая землей гроб со словами:

«Господня земля, и исполнение ея вселенная, и вси живущии на ней».

Правда, сейчас часто печатают землю с могилы дома или в церкви, а затем уже на кладбище родственники высыпают ее на тело усопшего.

Чин отпевания священников и монахов отличается своей длительностью от отпевания мирян. Это связано с особым греховным бременем, который имеет каждый священник. В течение своей жизни и деятельности оказывающийся как бы между двух огней: с одной стороны, требования к нему, как совершителю Таинств, чрезвычайно велики; а с другой стороны, и список его возможных и реальных грехов гораздо больше, чем у мирян. Поэтому и необходимо такое длительное отпевание.

Какие молитвы могут читать родственники за умершего близкого человека

Первым делом необходимо совершить над умирающим следующие Таинства. Если он не крещен, то его необходимо крестить. Для этого обязательно необходимо его согласие. Если последнее было получено, тогда крещение можно совершить над ним даже в том случае, если умирающий впадет в беспамятство (кому).

Если же смертельно больной крещен, то его необходимо исповедать и причастить. Принятие этих Таинств в течение всей болезни надо периодически повторять с промежутком в несколько недель или даже дней, если вдруг состоящие болящего резко ухудшится. Поскольку тяжело больной вряд ли сам сможет прийти в храм, то для этого необходимо вызывать на дом священника.

Некоторые еще просят совершить над больным Таинство Елеосвящения (Соборование). Тут обязательно надо заметить, что все вышеупомянутые Таинства, особенно последнее (Елеосвящение) служат не только для приготовления больного к смерти, но, одновременно, это и самая сильная и действенная молитва родственников к Богу о продлении жизни любимого человека, родственника. А уж Сам Господь решает, какую участь даровать тому или иному рабу Божию: продлить ему дни жизни для покаяния и служения в духе любви ближним, или пресечь его жизнь во избежание новых его грехов.

И следует сказать, что такие случаи чудесных исцелений после совершения над близким к смерти вышеупомянутых Таинств действительно бывали. Но я в своей священнической практике чаще сталкивался с другим. Человек долго и тяжело болеет, от боли и страданий сам уже желая умереть, но смерть все не приходит. Однако почти сразу после того, как его исповедуют, причащают или даже просто соборуют, он вскорости умирает, и священника уже вызывают на отпевание.

Особое замечание о соборовании. Это единственное Таинство, которое можно совершить над православным христианином, находящимся в беспамятстве (коме). Но совершается оно только в двух случаях. Или если сам больной, еще будучи в здравой памяти, попросил совершить над ним это Таинство. Либо о нем было достоверно известно, что он до болезни, как действительный член Церкви, постоянно посещал храм Божий, молился за богослужениями, исповедался и причащался. В противном случае без воли болящего соборовать его нельзя. Ибо Господь не спасает нам без нас, т.е. без нашей доброй воли.

Естественно также и то, что родственники больного молятся о его здравии, как своей личной молитвой, так и церковной, т.е. подают за него заздравные записки на литургию, молебны, сорокоусты и т.д. Но уже Господь, повторяю, дает ему одно из двух: либо продление жизни, либо ее конец.

Но бывает и так, что смертельно больной, измученный страданиями, сам хочет умереть, сподобившись блаженной кончины. Тогда с его согласия можно пригласить священника, чтобы он прочитал над ним «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». А уже Господь дальше решит судьбу страждущего. Но исходя из своего священнического опыта могу сказать, что обычно такой Чин действительно сподобляет болящего соответствующего, доброго конца его страданий.

Также родственники смертельно больного должны всячески поддерживать его надеждой на загробное мздовоздаяние и будущую жизнь. Особенно если он, хотя и крещен в детстве, но был далек от Церкви. Надо хотя бы сейчас склонить его к молитве и добровольному принятию церковных Таинств!

Молитвы же за усопшего тесно связаны с его загробной участью. Первым делом принято читать у гроба умершего, еще до его погребения, Псалтирь. Это связано с тем, что по смерти каждого из нас душу усопшего окружает множество демонов, скрежещущих на нее зубами и готовых ее поглотить. Чтобы их отогнать, и читается Псалтирь, имеющая заклинательное свойство. Посему такое чтение отгоняет бесов от души умершего.

Читайте также: Как читать Псалтирь

Дальнейшее же участь каждой души описана в хождении преподобной Феодоры по мукам (мытарствам):

«Всякий христианин от святого крещения приемлет от Бога данного ему ангела-хранителя, который, невидимо храня человека, днем и ночью наставляет его на всякое благое дело во все время жизни его до самого смертного часа и записывает все добрые дела его, в течение всей жизни творимые, чтобы в награду за них человек мог получить от Бога милость и вечное воздаяние в небесном царствии. Точно также и князь тьмы, желающий привлечь человеческий род к своей погибели, приставляет к человеку одного из лукавых духов, который постоянно следуя за человеком, следит за всеми злыми делами его, творимыми от юности, своими кознями соблазняет его на преступные деяния и записывает все, что человек сотворил злое. Затем, отходя к мытарствам, сей лукавый дух вписывает каждый грех в соответственное ему мытарство, почему и осведомлены воздушные мытари о всех грехах, творимых людьми. И вот когда душа какого-либо человека разлучится от тела и станет отходить к Создателю Своему в небесные селения, то лукавые духи, стоящие при мытарствах, преграждают ей путь, показывая все записанные грехи ее. И если в ней найдется более добрых дел, чем грехов, то бесы не будут в силах удержать ее. Если же в ней более отыщется грехов, нежели добрых дел, то бесы на время удерживают ее и заключают как бы в темнице, где, по попущению Божию, и мучают ее, пока душа та воспримет искупление от мук их, по молитвам церкви и чрез милостыню, творимую в память ее ближними ее. Если же какая-либо душа окажется столь грешна и мерзостна пред Богом, что у нее не будет никакой надежды на спасение и будет ожидать ее вечная погибель, то такую душу бесы тотчас же низвергают в бездну, в которой уготовано место вечных мучений и для них самих, и в этой бездне держат ее до второго пришествия Господня, после коего она должна мучиться вечно в геенне огненной вместе с телом.

Нужно еще и то заметить, что сим путем восходят и такие истязания принимают только те, кто просвещены верою и святым крещением. Неверные же язычники, сарацины и все вообще иноверцы этим путем не идут. Еще будучи живы телом, они душою уже мертвы, погребены во аде; потому, когда они умирают, бесы тотчас же, без великого испытания, берут души их, как по праву принадлежащие им, и низводят в пропасти ада».

Суть всего этого вышесказанного состоит в том, что по смерти добрые и злые дела православного христианина как бы взвешиваются на чашечных весах. На одной чаше – его добрые дела, на другой – злые. Что перевесит, туда душа и пойдет: перевесит добро – пойдет в рай; перевесит зло – в ад.

Сам покойный уже не может добавить туда ничего, ни доброго, ни злого. Ибо по смерти душа нравственных дел уже не совершает. Зато вот родственники и близкие, движимые долгом любви, могут очень много доброго сделать для души покойного, добавляя это на ту чашу весов, где хранятся его добрые дела.

И если его душе немного не хватает для спасения, то молитвы и добрые дела близких и родственников могут это немногое восполнить. Поэтому, по милосердию Божию, и Его Суд над душей почившего бывает не в первый день по смерти, а на сороковой. Это для того, чтобы дать время родственникам вымолить его душу!

Заметим еще и то, что по смерти никто, ни сам почивший, ни другие люди не могут добавить ему злых дел… за исключением того случая, когда умерший имеет последствующие грехи, например, ереси, лжеучения. Ведь хотя сам-то он уже умер, но его ересь или лжеучение живет, соблазняя все новых и новых людей и, таким образом, даже по смерти добавляя ему злые дела. От чего избави нас Господи!

Но какие же молитвы и добрые дела должны совершать родственники и близкие умершего? Это, в первую очередь, их личные и церковные молитвы за умершего. Главным образом, панихиды: на 3-й; 9-й; 20-й и 40-й дни. Правда, на третий день по смерти обычно совершается не панихида, а погребение. В этот день душа покойного впервые предстает престолу Божию, поэтому он так важен. И доброе дерзновение души так важно поддержать в сей день молитвами Церкви за нее, совершаемыми при погребении.

Сами эти дни высчитываются от дня смерти, который считается первым. В девятый день панихида совершается для того, чтобы Господь причислил душу покойного к девяти чинам ангельским. Двадцатый день – это преполовение четыредесятницы, в него также положена панихида. Но самый важный сороковой день, ибо именно в оный душа предстает на Суд Божий и узнает свой окончательный приговор: или рай, где вечная радость; или ад, где вечные мучения. Поэтому чрезвычайно важно именно в этот день совершить панихиду!

Кроме того, родственники и близкие покойного могут также совершать другие заупокойные молитвы за него. Регулярно подавать на заупокойные литургии, сорокоусты, парастасы.

А также могут творить в память его добрые дела, например, подавать милостыню. Только подавая ее необходимо помянуть и покойного, сказав при подаянии: «За упокой раба Божия (имя)». Тогда эта милостыня или другое доброе дело, содеянное за наших родственников, вменится как нам, его содеявшим, так и тем покойным, в память коих оно было содеяно.

В древности было принято погребать умерших в особой одежде – белом саване. Однако ныне этот обычай, как правило, не соблюдается. Обычно хоронят в мирской одежде, которую при жизни носил покойный. Впрочем, это имеет не столь большое значение, как вышеупомянутые заупокойные молитвы и добрые дела в его память.

Именно таким образом можно вымолить своих близких. В чем всем нам Бог в помощь!

Гробница Иисуса Христа

Об этом говорится в Евангелии:

«После сего Иосиф из Аримафеи ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев,- просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим,- приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19: 38-42).

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии