Праздник Рождества Иоанна Предтечи

 

Празднование памяти святого обычно связано датой его кончины, когда, перейдя в иной мир, он становится особенно близок Богу, но также людям, за которых молится. Есть лишь несколько угодников Божиих, у которых Церковь особо чтит день рождения, прихода в этот мир. Один из них – «пророков предел и начало Апостолов», Иоанн. 

Иконография: Иоанн Предтеча, пророк и креститель Датировки: XVI в. Конец XVI XVII в.Иконописная школа или художественный центр:  Псковская школа Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 59,5 см, ширина 44 см Оплечное изображение Иоанна Предтечи в милоти. Инв. № 1466. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

День Рождения Пророка и Крестителя Господня Иоанна

 

Считается, что Предтеча появился на свет в селении близ Иерусалима Айн-Карем. Издревле христиане чтили это место, здесь до сих пор сохраняются церкви, посвященные самому Иоанну, его праведным родителям. 

Определить историческую дату рождения пророка до сих пор не удалось. Ныне принятое летоисчисление, разделяющее историю человечества на «ante Christum» (до Христа) и «anno Domini» (после Рождества Христова) появилось только в VI в. в Западной Церкви. Отвергая счет годов на основе периодов правления языческих императоров, христиане предложили новую датировку, постепенно принятую полнотой Церкви. Однако та же Западная Церковь, как выяснилось, сделала ошибку примерно на 5 или 7 лет, опираясь при вычислении дня и года рождения Спасителя на дату основания Рима. Таким образом, определенных западными христианами «первый год нашей эры» оказался на несколько лет позже реального года Рождества Христова. 

Таким образом, рождение Крестителя также пришлось на время «до нашей эры». Ведь св. Лука говорит о том, что события Рождества св. Иоанна случились «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5). А Ирод Великий, о котором идет речь, умер в 4 г. до н.э., причем за три года до этого, около 7 г. до н.э. им проводилась перепись, во время которой произошло Рождение Христа, тогда как Иоанн пришел в мир на полгода раньше. Таким образом, годом его рождения можно признать 7 г. до н.э. 

Месяц же появления на свет пророка Евангелистами никак не отражен, так что историки пытаются высчитать дату на основании обстоятельств появления на свет Иоанна, например, пытаясь понять примерный день рождения на основании смены «черед» служения в Иерусалимском храме: ведь именно во время богослужения священник «из Авиевой чреды», Захария, отец пророка, получил извещение Ангела о будущем рождении Иоанна. 

«Побеждается естества чин» 

Так воспевает Церковь пришествие в мир Сына Божия. Но то же можно сказать также о Его Предтече. Ведь по рассуждению человеческому он вовсе не должен был родиться. 

Родители пророка, священник Захария с супругой Елисаветой, отличались благочестием, праведностью по Закону Моисееву. Однако их бедой было отсутствие наследников. В народе еврейском, тысячелетия жившем в ожидании прихода в мир Мессии, Спасителя, каждая семья надеялась, что именно их род прославится рождением Праведника. Бездетность же почиталась как бы клеймом, знаком отсутствия Божия благословения. Считалось, что подобное говорит о неких тайных грехах несостоявшихся родителей. И, конечно, находились люди, не упускавшие случая обличить их. 

Святые праведные Захария и Елисавета

Писание и Предание не говорят, подвергались ли унижениям от соплеменников супруги, но можно полагать, что вынести им пришлось немало. Прошли годы, оба они состарились, видимо, смирились со своим положением, притерпелись. 

Но однажды, когда Захария служил «по чину своей чреды» в Иерусалимском храме, он вдруг увидел Ангела. Небесный посланник возвестил ему то, о чем он, должно быть, молился десятилетия:

«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1:13).

Услышана молитва? Вот сейчас? В старости, когда он уже давно перестал просить о несбыточном?  

А Ангел продолжал, и теперь слова его звучали уже совершенно невероятно: «И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». 

Итак, священника известили не просто о рождении ребенка, но – пророка, причем – Предтечи Мессии. Благочестивый священник хорошо знал, что значит сравнение его еще не родившегося сына с великим Илией, о котором Предание говорит, как о том, кто возвестит приход Спасителя. 

Захария отреагировал так, как, наверное, отнесся бы к такому явлению считающий себя самым обычным человек: для него было очевидно, что он не готов. Как бы в растерянности он вопрошает явившегося:

«По чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных». И тогда Гавриил – ибо то был Архангел, позже возвестивший Деве Богородице о Рождении Спасителя – наказывает Захарию немотой. Отныне до рождения сына он не произнесет ни слова. А когда Елисавета родит мальчика – по наречении ему указанного Гавриилом имени произнесет первые слова. Они засвидетельствуют, как изменился Захария за 9 месяцев безмолвия. Ибо то будет пророчество и славословие Бога за чудо. 

Значение этого события 

Многие годы ждал избранный народ Божий наступления времени, когда явится Израилю Мессия. Как могли, люди готовились к этому событию, подвизаясь в добродетелях по Закону Моисея. Ветхозаветный праведник – исполнитель всех (или почти всех) из более чем 600 заповедей – «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» (2 Кол.2:20). Обращаясь к этому человеку, ап. Павел, как бы с горькой иронией (и самоиронией – ведь он тоже был таким праведником!) пишет:

«Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» (Рим.2:17-19). 

Но наступает новое время: от презираемых родителей, чья «неправедность» вроде бы засвидетельствована пред всем людьми их бездетностью, рождается величайший из пророков. А еще спустя шесть месяцев исполнится слово, сказанное в древности : «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23). Ибо без Бога человек, даже самый ревностный, не устроит дело своего спасения, как бы ни старался, сколько бы ни бился. Именно об этом говорит Рождение Предтечи, происшедшее против всех законов естества – говорит тем, кто готов принять эту истину, смирившись, отвергнув свою человеческую праведность, приняв Божию волю. 

Протоиерей Артемий Владимиров в проповеди на праздник 7 июля 2016 г. говорит: «Каждый из нас, учеников Христовых, должен смиряться пред своим Спасителем, как дитя перед отцом, ученик перед учителем, как земля перед небом, как творение перед Творцом. Должен иметь крайнее благоговение пред Спасителем, хождение пред Его лицем, убежденность в том, что Спаситель пронизывает Своим Божественным взором наше сердце и видит душу как на ладони, иметь готовность с детским трепетом припасть к стопам Искупителя с верою, что Он – Агнец Божий и имеет власть на земле прощать грехи человеческие и возрождать наши души» 

В какой день отмечается это событие по церковному календарю

Время рождения пророка определяется церковным календарем, прежде всего, на основании Евангелия. Так, ап. Лука определенно указывает, что Предтеча родился примерно на полгода раньше Спасителя (Лк.1:26). Так как днем Рождества Господа считается 7 января (н.ст.), то празднование Крестителю установлено 7 июля, то есть за полгода. 

Особо значимые празднования церковного календаря включают: 

  • Пасху; 
  • так называемые великие «двунадесятые» праздники, числом 12; 
  • великие праздники, не причисленные к двенадцати главнейшим, каковых насчитывается пять. 

Именно к числу последних принадлежит Рождество Крестителя наряду с другим празднованием – Усекновения главы святого. Из семи празднований св. Иоанну, которые приняты Церковью, эти два, таким образом, самые значимые. 

Особенности богослужения

 

Значение празднования выражается в том, что у него имеется один день «попразднства», то есть Церковь совершает особые службы Предтече не один, а два дня, 7 и 8 июля. 

По Иерусалимскому Уставу, принятому ныне Русской Православной Церковью, накануне празднования служится всенощное бдение. 

Интересный фактДо XIV в. в России совершалось только вечерняя праздничная служба, так как по преобладавшему в Русской Церкви Уставу, исходящему из обители прп. Феодора Студита такого чина, как бдение, не было. Однако сама традиция особого богослужения накануне праздника – очень древняя. Ведь именно Студийскому монастырю  продолжительное время принадлежала глава пророка. Поэтому по  монастырскому  уставу празднование Крестителю совершалось даже не два, а три дня: особым образом воспоминалось освящение придела Крестителя при соборном храме. 

К числу особенностей праздничного богослужения Рождения Крестителя сейчас относят: 

  • канон святому во время бдения, который не предваряется, как во время других праздничных служб, Богородичным каноном; 
  • Церковь особо подчеркивает радость праздника: подобно службам Пасхи и последующих дней, на Рождество Крестителя не совершаются молитвы о усопших. 

Что касается праздничных облачений служащих, то обычно приняты ризы: 

  • белого цвета; традиционно считается, что он символизирует переход, рубеж; не случайно белы ризы священника во время таинств Крещения, Венчания, на погребении; в данном же случае речь может идти о том, что Рождество Крестителя стало рубежом, разделившим Ветхий и Новый Заветы; 
  • золотистые; это цвет Царства Небесного, которое проповедовал святой. 

Иконография 

Первые иконы, на основе которых стала формироваться традиция, своего рода канон, иконописного представления события, появились примерно с IV в.  

Считается, что древнейшая из сохранившихся икон, воспроизводящих сказанное о Рождестве Крестителя Евангелием – скульптурный барельеф, на котором изображен Захария, пишущий на дощечке имя сына, с саркофага на могиле римского чиновника Юния в Латеране (359 г.). 

Древнейшей же фреской Рождества св. Иоанна считается находящаяся в храме св. Софии города Охрида (ныне – Македония, во времена Византии – столица Болгарии, здесь была патриархия). Эта икона относится к середине XI в. Она представляет, по-видимому, уже сложившуюся за тысячелетие иконографию события. 

Рождество Иоанна Предтечи; Россия. Север; XVIIв.

Центр образа – прав. Елисавета на ложе. Вокруг нее изображены: 

  • пришедшие ее поздравить родные; они держат дары матери с младенцем; иногда на иконах можно увидеть, что женщины накрывают стол для празднования; 
  • рядом находится отец пророка, Захария, с дощечкой, на которой пишет имя младенца; 
  • наконец, обязательный элемент – омовение новорожденного, которое обычно пишется в нижней части. 

С XVI в. появляется на иконах Рождества появляется изображение св. Иоанна как Ангела пустыни, обычно в верхней части. Он представляется уже как зрелый муж, облаченный во власяницу, за спиной – крылья. Персты десницы святого сложены ораторским жестом, знаменующем призыв к вниманию. Левой же рукой пророк держит свиток, на котором можно прочесть его слова: «Аз есмь глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень». 

С XVI в., когда распространяются «житийные» иконы, образ Рождества иногда изображается по их центру, окруженный клеймами, более подробно показывающими событие, а также вообще житие пророка. Одна из немногих икон такого рода – образ 1 половины XVI в. в Покровском (старообрядческом) соборе, который находится на Рогожском кладбище столицы. 

Знаменитые храмы и соборы в честь Рождества Иоанна Предтечи 

Исторически существовавших и ныне действующих церквей Рождества Крестителя по России известно более 300. Многие из церквей имеют древнее происхождение, десятки – разрушены за советские годы, или до сих пор не возвращены Церкви. Есть и храмы новой постройки, посвященные событию, по-прежнему близкому сердцам верующих. 

На Псковщине 

Здесь до настоящего времени действует, возможно, самый древний из соборов памяти Рождества Предтечи. Он построен в XIII в. Празднику Рождения Крестителя посвятила женскую иноческую обитель княгиня Евфросиния, сначала княгиня Полоцкая, затем – супруга князя Псковского Ярослава. После того, как ее муж бежал из страны, принял католичество на Западе, она принимает здесь иночество с именем Евпраксии. Впоследствии, когда крестоносцы напали на Псков, княгиня-инокиня хитростью была захвачена бывшим мужем, воевавшим с бывшими единоверцами, приняла мученическую кончину. Основанная ею обитель существовала до начала XX в. Перед самой революцией здесь было более 100 насельниц. 

После начала антицерковных гонений обитель была уничтожена, собор – передан государству. Его реставрация началась только с 1940-х гг. С 1991 г. здание вернули Русской Церкви. Первоначально это был приходской храм, с 2007 г. здесь – подворье Крыпецкой мужской обители св. Иоанна Богослова. 

На Пресне 

Эта церковь существует с конца XVII в. как деревянная. Каменное здание появилось с 1731 г., однако храмовая колокольная оставалась деревянной до пожара 1804 г. После этого началось возведение каменной, так что церковь приобрела уже вид, известный современным москвичам. 

В советские годы храм, хотя был лишен колоколов, не закрывался. Приход избежал ухода в обновленческий раскол. Ныне это один из любимых храмов православных москвичей. 

Память о Минине и Пожарском 

Жители Нижнего Новгорода знают эту церковь, как ту, на паперти которой Кузьма Минин в 1612 г. впервые призвал жителей города помочь ополчению, направляющемуся для освобождения Москвы от польских интервентов. Храм, известный с XIV в., тогда, правда, был деревянным. Нынешний каменный появился с конца XVII в. Он выстроен на деньги Нижегородского купца Гавриила Дранишникова, причем возведение здания завершилось уже после его смерти, в 1683 г.  

Место для церкви было выбрано на склоне, поэтому пришлось делать значительных размеров своего рода «цокольный этаж». Причт храма сдавал эти помещения арендаторам-купцам, здесь были лавки. 

После революции церковь отобрало государство, ее возвращение приходится уже на 1990-е гг. 4 ноября 2005 г. храм заново освящен. 

Надвратная церковь лавры 

Это маленький храм на вратами Троице-Сергиева монастыря. Он выстроен благословением Патриарха Адриана в 90-е гг. XVII в. Первоначально на этом месте находилась церковь прп. Сергия. Однако с конца XVII в. в его честь освятили Трапезный храм, тогда как на месте храма бывшего были сделаны врата обители с церковью над ними. Известно, что благотворителем, пожертвовавшим деньги на строительство, была купец Г.Д.Строганов.

Как бы память о связи Предтеченского и Трапезного храмов – схожий нарядный декор стен. Нынешняя церковь расписана в конце XIX в., убранство постепенно восстановлено в 1940-е гг. Паломники знают Иоанно-Рождественский храм как место, где обычно совершается исповедь. До последних лет здесь же проводил так называемые «отчитки», чин изгнания духов нечистых, архим. Герман (Чесноков). 

Рождение св. Иоанна – Ангела пустыни, но также подобного нам человека – особенно близко сердцу христианина, понимающего, что в «обычной» жизни всегда есть место для Божия присутствия, чуда. Стоит только принять волю Создателя о себе – и вступишь на путь, ведущий к Царству Небесному, как случилось это со св. Иоанном. 

Читайте также: Святой Иоанн Креститель

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии