Сергий Радонежский, преподобный


Благодатный старец прп. Сергий Радонежский

«Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд;

и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор.15: 41).

С.Н. Ефошкин. Преподобный Сергий Радонежский. По Руси. 1998г.

Святые отцы, толкователи священного Писания обычно понимают здесь под образом Солнца – Господа Иисуса Христа; под образом Луны – Богородицу, а под образом множества Звезд – весь сонм святых. А, как видим из вышеприведённых слов апостола Павла, их слава бывает разной.

И вне всякого сомнения, что одной из самых ярких таких Звезд на небосводе российской, русской святости является преподобный Сергий Радонежский. Ибо та слава Божия, которую он стяжал своей праведной жизнью, освящала и поныне освящает множество русских людей, почитающих его святую память.

Что, по мере наших скромных сил, следует совершить и нам. Мне, многогрешному писателю сих строк, пытающемуся по достоинству восхвалить преподобного; и вам – с вниманием и благоговением читающим сие написанное.

Но заранее прошу прощения у аввы Сергия, что из-за своего слабоумия и немощи духовной, конечно же, не смогу в более или менее достаточной полноте изобразить всю глубину его духовного подвига и высоту его добродетелей. Впрочем, некоторым оправданием мне здесь служит то, что причинами этого упущения служат не только мои недостатки, немощи и грехи, но и сама эта необыкновенная глубина и высота духовной жизни сего благодатного старца.

По правде говоря, я вообще не брался бы за этот превышающий мои ничтожные силы труд, если бы не являлся и всю жизнь не ощущал бы себя, в определенной мере, учеником самого преподобного (о чем более подробно скажу ниже). Поэтому и чувствую, что обязан писать то, что пишу. Иначе, думаю, старец, который всю жизнь помогал мне, может отвратить свою помощь. Что в наше бедственное время весьма и весьма нежелательно!

И к тому же надеюсь, что и ныне сам преподобный поможет мне написать то, что следует сказать о нем.

Кто составил первое житие святого

Оно в конце 14-го века было написано его учеником преп.Епифанием, известным русским агиографом, написавшим также и житие святителя Стефана Великопермского. Здесь очевидно соблюдается тот неизменный святоотеческий принцип, что о святых лучше всего пишут другие святые, хорошо разбирающиеся в агиологии.

А о святости самого св.Епифания свидетельствует как то, что он в свое время был канонизирован в Соборе Ростово-Ярославских святых. Так и тот факт, что в конце своей земной жизни (с 1410 года) сей старец пребывал в св.Троице-Сергиевой лавре, будучи там духовником всех ее насельников. А об его высокой образованности, как духовной, так и светской, говорит то, что он был назван Премудрым.

Вот это первое, составленное им житие преп.Сергия и послужило основой остальных, подобных ему жизнеописаний преподобного, в частности, того, более полного (дополненного из других источников) в Житиях святых святителя Димитрия Ростовского. Именно последнее, как наиболее полное и агиологически совершенное, будет взято мною в качестве основы для дальнейшего.

Жизнеописание преподобного Сергия Радонежского

Скажу еще несколько слов о том, что можно назвать

Посмертные патриотические деяния преп.Сергия

Они, главным образом, связаны с освобождением России от польского ига и преодолении ею Смутного времени в семнадцатом веке. Не знаю, как наша безграмотная молодежь, но мы, пожилые люди, воспитанные в советской школе в духе советского патриотизма, обычно привыкли отдавать пальму первенства за такое великое деяние Минину и Пожарскому. И не случайно великолепный памятник им стоит в центре Москвы на Красной площади.

Но немногие знают, кто же подвиг этих великих русских патриотов на их подвиг? Но вот что говорится в житии преподобного о том, Смутном времени:

Тяжелое время переживала тогда вся русская земля: враги рассеялись по ней; одни из городов были осаждены, другие же не знали, что им делать, за кем идти и кого слушать; много крови пролили враги, русская земля погибала. В сие тягостное время большую пользу отечеству принесла Троицкая Лавра. Архимандрит ее Дионисий и келарь Аврамий Палицын, собрав вокруг себя скорых и доброумных писцов, составляли увещательные грамоты и посылали их по городам. В сих грамотах архимандрит и келарь призывали всех русских людей соединиться вместе и крепко стать против врагов земли русской и веры православной. Одна из таких грамот пришла в Нижний Новгород. В сие время там жил один благочестивый человек Козьма Минин; он любил часто уединяться в особой храмине и здесь наедине возносить Богу свои усердные молитвы. Однажды в сей храмине ему явился в сонном видении преподобный Сергий; великий чудотворец повелел Козьме собирать казну для ратных людей и идти с ними для очищения государства Московского от врагов. Пробудившись, Козьма в страхе стал размышлять о сем видении, но полагая, что собирание войска – не его дело, он не знал, на что решиться. Спустя немного времени преподобный вторично явился ему – но и после сего Козьма пребывал в нерешительности. Тогда святой Сергий в третий раз явился ему и сказал:

– Не говорил ли я тебе, чтобы ты собирал ратных людей; милосердному Господу угодно было помиловать православных христиан, избавить их от волнения и даровать им мир и тишину. Посему я и сказал тебе, чтобы ты шел на освобождение земли Русской от врагов. Не бойся того, что старшие мало станут внимать тебе: младшие охотно пойдут за тобою – сие благое дело будет иметь добрый конец.

Последнее видение повергло Козьму в трепет, он даже захворал, и вот, полагая, что болезнь послана ему в наказание за сомнение, он стал горячо умолять преподобного Сергия о прощении и после сего ревностно принялся за дело. Он начал убеждать своих сограждан, чтобы они собрали воинство и выступили бы против врагов; особенно молодые помогали ему. Вскоре Козьма был избран в земские старосты, причем граждане положили во всём слушать его, тогда сей благочестивый муж пожертвовал всё свое имущество на ратных людей, и примеру его последовали все нижегородцы. Так он собрал воинство, пошел с ним на безбожных врагов и много содействовал освобождению родной земли от поляков и Литвы. Еще несколько лет, по Божию попущению, терзали они Русскую землю, проливали кровь православных; но Всемогущий Господь, не хотящий смерти грешника, призрел Своим милосердным оком на Русское государство, спас и сохранил его по молитве славного Своего угодника преподобного Сергия».

Между прочим, лавра которого приняла самое непосредственное участие в освобождении России от этого ига. Поляки долго и неоднократно осаждали ее, потратив на это очень много сил и средств. Но заступничеством преподобного Сергия за осаждаемых взять ее так и не смогли.

Заключение

И вот с какой мыслью, возникшей у меня во время написания сей статьи, хочу поделиться с читателями. Существует предание, что монах Авель некогда предрек Императору Павлу о трех игах над Россией: татарском, польском и нынешнем. Заметив при этом, что там, где на том момент были первые два ига (конкретно – в небытии), там и третье будет.

Как мог заметить читатель этой публикации, в ликвидации и татарского, и польского ига самое непосредственное участие принимал преп.Сергий Радонежский – один раз при жизни, второй – посмертно.

И вот что я, по аналогии, и думаю, и верю, и надеюсь, что такое же непосредственное участие он примет в ликвидации нынешнего ига над Россией. Правда, не знаю, как и когда. Но надобно ему об этом молиться. И, думаю, и верю, и надуюсь, что такая молитва не будет тщетной!

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии