Св.Писание и Св.Предание о вечности мучений грешников в геенне

Итак, что говорит Св.Писание о вечности геенских мук? Еще в Ветхом Завете об этом пророчествует пророк Даниил, говоря: «Наступит время тяжкое, какого не бывал с тех пор, как существуют люди, до сего времени И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12,1.2).

   Очевидно, пророк, говоря о наступлении тяжкого времени, какого никогда до этого не было, имеет в виду время перед кончиной мира. О чем и Сам Господь сказал: «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф.24,21). Говоря о восстании многих из праха земного, он разумеет здесь всеобщее воскресение мертвых и Страшный Суд, на котором грешники будут осуждены на «вечное поругание и посрамление», что соответствует словам Спасителя: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин.5,28-29).

   Наиболее ясно православное учение о вечных мучениях грешников раскрыто в Новом Завете, особенно в притче Спасителя о Страшном Суде. Интересно, как неверующие в вечные муки грешников во время этого богослужения будут читать или слышать из Евангелия такие слова Господа нашего Иисуса Христа: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф.25,41)?! И далее, еще яснее: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25,46)!

   О вечности мучений тяжких грешников словами Ангела свидетельствует и ап.Иоанн Богослов: «Третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков» (Откр.14,9-11).

   А вот как описывает св.ап.Иоанн Богослов всеобщее воскресение мертвых, Страшный Суд, конец ада и вечные мучения грешников уже не в нем, а в озере огненном, т.е. в геенне (описывает в той самой последовательности, как я писал об этом в предыдущей статье): «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.19,11-15). Правда, здесь апостол прямо не говорит о вечности мучений грешников. Но в контексте Св.Писания (ср.Мф.25,41.46; Откр.14,9-11; 20,10.15), это (т.е. вечность этих мучений) очевидно!

   Теперь перейдем к Св.Преданию. Здесь сразу же следует заметить, что постановления и правила Вселенских соборов это второй по значению (после Символов веры) источник Св.Предания. А, как известно, Пятый Вселенский собор предал анафеме еретика Оригена. Ересей у него было много, но, в частности, в 9-м соборном анафематизме на этого лжеучителя сказано: «Если кто (говорит), что наказание демонов и нечестивцев временное и будет иметь после некоторого срока свой конец, т.е. что будет восстановление (αποκαταστασιν апокатастасис) демонов и нечестивых людей, анафема».

   Уже одного этого соборного постановления для православных христиан  вполне достаточно, чтобы прекратить всякие споры на тему вечности или конечности загробных мучений грешников. Поскольку соборные постановления не обсуждаются, им подчиняются. А не подчиняющиеся попадают под анафему.

   Это же определение Пятого Вселенского собора безусловно подтверждается Шестым Вселенским собором, в 1-м же правиле которого говорится: «Оригена предали проклятию и отринули»*, разумеется, со всеми его ересями, в том числе и лжеучением о конечности вечных мук. Это же подтверждает и Седьмой Вселенский собор и все последующие Поместные соборы Православной Церкви. Поскольку они всегда обязательно подтверждают постановления предыдущих, Вселенских соборов, в том числе, и 9-й анафематизм Пятого Вселенского собора, предающий анафеме Оригена и с ним всех тех, кто утверждает, что мучения грешников в геенне будут иметь конец.

   И, наконец, что касается душепагубности учения Оригена о конечности загробных мук грешников, вызывающего крайнее нерадение в деле спасения души, то об этом лучше всего сказал преподобный Иоанн Лествичник: «Все, а в особенности падшие, должны беречься, чтобы не допустить в сердце свое недуг безбожного Оригена; ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно людям сластолюбивым»**.

Примечания

* Книга Правил святых апостол, святых соборов Вселенских и Поместных, и святых отец. Правила Шестого Вселенского собора. Правило 1-е. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.1992. с.69

** Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 5. 41

Протоиерей Георгий Городенцев

Похожие статьи

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 

Что происходит с душой после смерти

Легендарный орден Андрея Первозванного

Святой Иоанн Креститель

Сергий Радонежский, преподобный

Что такое геенна огненная?

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии