Святой Архангел (Архистратиг) Михаил

Архангел Михаил. Прп. Андрей Рублев. Звенигородский деисусный чин.

В Преображенском соборе Спасо-Мирожского монастыря Пскова, ныне принадлежащем музею, в диаконнике, есть фреска, созданная, видимо, византийским мастером XI в. На ней – Архангел Михаил. Не один современный турист, случайно встретившись с глазами Ангела, с каким-то ужасом и благоговением опускался на колени, понимая, что соприкоснулся с неведомым, находящимся выше понимания, но очень реальным.

Предводитель Воинства Небесного

Его имя с еврейского значит «Никто не равен Богу», или же «Кто, как Бог». Предание свидетельствует, что по отпадении от части воинства небесного, возглавил которое некогда светлый Ангел Люцифер, произошла битва сил Ангельских с отпавшими от Бога бесами, после чего сатана низвержен был с неба. Имя Архистратига – то восклицание, с которым он вышел во главе Ангельского воинства. Оттого он именуется его начальником. Однако, само служение Архангела, равно как других Сил Небесных, вообще жизнь иного мира – для людей тайна за гранью их земного понимания. Потому Господь благословляет нам знать ровно столько, сколько мы, «плоть носяще и в мире живуще», можем понять.

Упоминание в Священном Писании

По имени Архангел называется лишь несколько раз:

  • в книге прор. Даниила говорится о Михаиле, прикровенно называемом «одним из первых князей», защищающих верных истинному Богу; но «князь» этот, по слову того же пророка, не простой: пророчествуя, по мнению многих толкователей, временах отдаленных, грядущем конце мира, св. Даниил пишет:

«И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан. 12:1). Многие толкователи делают из этого вывод, что Архангел хранит Книгу жизни, куда записаны верные Богу.

  • имя Архангела упоминает также ап. Иуда; его слова во многом остаются загадочными, так как отражают не Писание или Предание, а, скорее всего, некий апокриф о погребении пророка Моисея, ведь Библия о нем ничего не говорит: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь» (Иуд. 1:9)

Свт. Лука Крымский по этому поводу пишет: «Мы не знаем точно, что это был за спор Архангела Михаила с диаволом о Моисеевом теле. Древнее апокрифическое сказание говорит о том, что Архангел Михаил был предстоятелем при погребении тела Моисеева. Кто погребал, где, когда — неизвестно. Вероятно, погребали сами Ангелы. И тогда сатана вступил в спор, оспаривая свое право на Моисея: он указывал Михаилу Архангелу на то, что пророк Моисей убил египтянина; он хулил величайшего пророка Моисея. Но Архангел Михаил, выслушав эти дерзкие хулы, не отвечал так, как отвечают обычно люди, не отвечал словами раздражения, словами осуждения, он смиренно сказал ему: Да запретит тебе Господь».

На апокриф, видимо, ссылается также акафист Архистратигу Михаилу, который говорит, что «прови́дя ко́зни ду́ха тьмы́, воспрети́л еси́ ему́ и́менем Бо́жиим, да не де́рзнет сокрове́нное те́ло почи́вшаго вождя́ Изра́илева Моисе́а яви́ти ко обоже́нию чу́вственным сыново́м Изра́илевым».

  • прямо указывает на Архангела Откровение Иоанна Богослова: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Откр. 12:7-8)

Свт. Андрей Критский говорит, что пророческое видение св. Иоанна указывает как на «первое диавольское за гордость и зависть низвержение из Ангельского чина», так и на будущее, окончательное поражение сатаны.

Что говорит о нем Священное Предание

На основании упоминаний в Писании, многие святые отцы также полагают, что арх. Михаил:

  • помог иудеям в сражении за Иерихон. Известно, что военачальник Иисус Навин перед самым сражением видит незнакомого воина, необычного видом: «Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято» (Нав. 5:13-15);

Многие толкователи первых веков видели в этом воине указание на Сына Божия, но блаж. Феодорит Кирский считал, что это – арх. Михаил. Церковь приняла такое толкование: именно этот отрывок читается на службе Собора Архистратига Михаила.

  • был хранителем народа Израильского; именно он сопровождал его в огненном столпе, когда евреи уходили из Египта;
  • этого Ангела видела ослица пророка Валаама, когда он отправлялся, чтобы проклясть иудеев, но был остановлен от этого силой Божией (Числ.22);
  • поразил воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35)
  • упоминается Самим Христом в Евангелии от Луки (10:18): здесь приводятся Его слова: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию», как бы прикровенно намекающие на Архангела, победителя диавольских сил.

Православное предание упоминает о 8 Архангелах, это:

  • Михаил;
  • Гавриил;
  • Рафаил;
  • Уриил;
  • Селафиил;
  • Иегудиил;
  • Варахиил;
  • Иеримиил.

Чудеса: бывшее в Хонех и другие

Участие его в жизни верующих известно не только из Священной истории и Предания, но также из жизни Церкви, как на Востоке, так и на Западе.

Чудо в Хонех

Иконография: Чудо архангела Михаила в Хонех Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр:  Ярославская школа Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 102 см, ширина 94 см Архангел Михаил спасает от разрушения посвященную ему церковь в Хонех, закрывая водам доступ в церковь. Перед храмом стоит молящийся Архипп Херотопский. И-893. © Ярославский художественный музей. Литература: Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. М., 2009. Т. 2. Кат. № 110.

Оно широко известно в православном мире. Хоны – позднейшее название греческого города Колоссы, где первая христианская община основана еще Апостолами. Здесь жил ап. Филимон, проповедовали апп. Онисим, Епафрас, Архипп. К Колосской общине сохранилось послание ап. Павла.

Близ города, в местности, именуемой Херотопа, был древний храм арх. Михаила. Предание говорит, что построил его один из жителей города Лаодикия: на источнике, который был рядом, исцелилась его немая дочь. При этом ни девица, ни отец еще, не были еще крещены, однако Архангел, явившись в сонном видении, сам указал место исцеления и его способ. Девушка, выпив воды из родника, действительно тут же заговорила. Здесь же она приняла Крещение вместе с отцом, который в знак великой признательности Архистратигу, выстроил церковь при чудотворном источнике.

Храм был очень любим верующими, которые приходили сюда в великом множестве. Исцелялись у источника также язычники, многие из которых обращались к вере. Именно это, видимо, озлобило колосских последователей «отеческих богов», которых тоже было немало. Особенную ярость вызывал пономарь Архангельской церкви, Архипп, 60 лет несший здесь свое служение, любимый многими, хотя и не был священников.

Верующие не раз отстаивали храм от разорения. Но, наконец, язычники задумали решить «проблему» затоплением ненавистной церкви. Недели трудились они над тем, чтобы запрудить плотиной две бурные горные реки, дабы потом пустить воду на церковь. Скорость течения горных потоков большая, так что здание должно было быть разрушено до основания. Зная это, многие верующие уговаривали Архиппа покинуть родной ему храм, но святой решил, что умрет на месте, где служил всю жизнь. В назначенный час он, практически один, стоял на молитве, неотступно прося Архангела даже не столько о спасении, сколько о свершении воли Божией: для подобных подвижников, по слову св. Павла, «жизнь – Христос и смерть – приобретение» (Флп.1:21).

Неожиданно все увидели могучего воина «по виду похожего на сынов человеческих», как сказал бы, вероятно, видевший Ангелов пророк Даниил. Встав у скалы близ церкви, Архангел ударил по нему жезлом, а когда от удара образовалась большая трещина, властно повелел рекам течь в нее. И природа послушалась Ангельского гласа. Крайне испугавшись, язычники бежали, а христиане прославили Бога и Его Ангела.

Именно с тех пор Колоссы стали именовать Хонами, что значит «отверстие», «расселина». Даже сам город со временем переместился к местности Херотопа, где находился храм Архангела Михаила.

Впоследствии местность не раз страдала от сильных землетрясений, а с захватом страны турками вовсе была покинута греками. Ныне он Хон сохранились только развалины. Однако память о чуде живет во множестве храмов и даже монастырей, посвященных Архистратигу Михаилу и «чуду иже в Хонех».

А этот случай относится к X–XI вв., когда на прибрежные области Византийской империи часто нападали морские разбойники. Однажды от них пострадал монастырь Небесных Сил Бесплотных близ греческого поселения Мандамадос. В обитель ворвался отряд пиратов, за считанные минуты перебивший всю братию, кроме одного послушника, Гавриила. Он успел взобраться на крышу храма, но разбойники кинулись за ним.

Вдруг показался огромный страшный воин с мечом, как бы пламенным. Страх сковал пиратов. Оставив награбленное, они бросились прочь. Позже жители близлежащей деревни, узнавшие о трагедии и решившие отомстить за убитых иноков, настигли разбойников, но мстить уже было некому – все они оказались убиты. Так Архистратиг воздал нечестивым за осквернение святыни и гибель своих служителей.

А благодарный Гавриил припал к храмовой иконе св. Михаила – и вдруг увидел вместо писаного образа живой лик. Потрясенный, он тут же, найдя глину и замесив ее на крови убитых, разлитой повсюду, вылепил образ Архангела таким, как увидел его в момент откровения. Так появилась Мандамадосская икона Архистратига, до нашего времени славящаяся чудотворениями.

Мандамадосская икона Арх. Михаила

Одно из самых поразительных чудес этого образа случилось в 1936 г., когда на греческие поселения часто нападали турецкие войска. Тогда чудотворный лик исчез из обители и появился только спустя неделю. Иноки годы недоумевали о происшедшем – пока не приехал некий грек, который, увидев икону, назвал Архистратига своим спасителем в бою с турками. Сопоставив даты, иноки поняли: сражение случилось, когда образ отсутствовал в монастыре.

Еще одно хорошо известное чудо – спасение от потопления благочестивого отрока. Случилось это на Афоне. Юноше удалось найти клад, который он задумал передать на строительство обительского храма. Однако посланные с ним за сокровищем монахи, побежденные алчностью, решили присвоить найденное себе. Дабы грех их не был узнан, они связали отрока и утопили. Каков же был ужас братии, когда они узнали, что от смерти благочестивый юноша был спасен арх. Михаилом, вынесшим его на сушу, прямо к обители.

Это чудо произошло во время эпидемии чумы 590 г., уничтожившей тысячи жителей Рима. Тогда папа, свт. Григорий Великий, совершая крестный ход по улицам уже умирающего города, вдруг увидел Архистратига на куполе мавзолея, усыпальницы императоров. Архангел вкладывал в ножны свой пылающий меч. Поняв, что это означает пременение гнева Божия на милость, папа возблагодарил Бога. Действительно, страшный мор скоро окончился. Ныне бывший мавзолей Адриана именуют замком святого Ангела («Сант-Анджело»), а на куполе его – скульптурное изображение арх. Михаила с мечом, каким его видел святитель.

Еще одно широко известное западным христианам чудо – избавление от осады итальянского Сипонта в 490 г. Тогда город окружили язычники. Но сам Архистратиг явился Сипонтскому епископу, обещая, что враги уйдут. Действительно, они не просто отступили, напуганные явлением Ангела, но многие из них даже приняли христианство. Жители захотели выстроить храм св. Архангела. Но он, снова явившись архиерею, сказал, что сам приготовил церковь близ Сипонта.

На указанном месте действительно нашли великолепно устроенный пещерный храм. Из алтаря этой нерукотворной церкви истекал источник, от которого многие получали исцеления. Ныне храм известен как Монте-Сант-Анджело («гора Ангела»), близ него вырос одноименный город. Итальянцы иногда называют его «земной резиденцией» св. Михаила. В пещерный храм приходит такое количество паломников, что, по словам бывавших здесь, мессы служатся непрерывно целый день.

Широко известны также случаи помощи служителя Божия благочестивым людям:

  • сохранилась повесть о том, как св. Михаил несколько раз спас добродетельного молодого человека, который унаследовал немалое состояние; оно и соблазнило на грех его соседа, и так уже богача; несколько раз он предпринимал попытки убить отрока, но всякий раз того спасал сам св. Михаил; конец богача, напоровшегося на собственный меч, оказался бесславным;
  • необычна история обращения св. Таисии, бывшей блудницей; узнав о Христе, о муках грешников и аде, она решила совсем изменить свою жизнь; ее решимость укрепил сам Архистратиг: согласно житию святой, он вознес ее на небо, показал райские обители; будучи возвращена на землю, Таисия стала инокиней.

День празднования памяти

По православной традиции, существует два памятных дня, когда совершается празднование арх. Михаилу:

  • 21 ноября Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, так называемый «Михайлов день» ;

Предполагается, что установление даты празднования 21 ноября может быть связано также с явлением арх. Михаила императору Константину Великому, которое произошло примерно в 80 км от Константинополя. Царь построил на этом месте церковь, именовавшуюся «Михалион». Кроме того, ноябрь – девятый месяц начиная с марта, тогда открывавшего календарный год. Символизм ноября связан, таким образом, с тем, что чинов Сил Небесных насчитывается ровно 9. Официальное установление празднования произошло, видимо, на Лаодикийском соборе около 363 г.

  • 19 сентября память чуда в Хонах, отмечаемая наиболее широко на Восток.

Празднование 19 сентября может быть связано с датой события спасения храма, но скорее всего – приурочена к окончанию осенних работ, завершению сбора урожая.

У католиков

Празднование католического «дня Микеля» совершается 29 сентября. Кроме того, специальное празднование предусмотрено 8 мая. Оно посвящено сразу двум событиям:

  • явлению Архангела в Сипонте, во время его осады (8 мая 490 г.);
  • помощи св. Михаила во время битвы с лангобардами в 663 г.

Почитание в христианстве, иудаизме и исламе

По иудейской традиции, существует 4 Ангела, защищающих от злых сил четыре стороны света. Кроме Михаила (Микаэля), это также Габриэль, Уриэль, Рафаэль. Традиции иудаизма следуют мусульмане, также почитающие 4 Ангелов, причем «Микаил» – раздаятель благ верным, а также повелитель природных стихий. Упоминает Коран также о том, что он покровительствует воинству правоверных.

Христианская западная традиция почитания Архистратига сложнее иудейской и исламской:

  • арх. Михаил считается одним из семи, а не четырех, как в других традициях, высших Ангелов; почитание именно семи Архангелов восходит к католическому монаху Амадею Португальскому, который в XV в. написал сочинение, упоминающее даже имена этих служителей Божиих;
  • изначально, с первых веков Церкви, почитание Архистратига, как и других Архангелов, складывалось, когда ко Христу приходило множество язычников, имевших свои воззрения на духовный мир и даже – собственные традиции почитания Воинства Небесного; отсюда жесткость решений Лаодикийского собора (363-364 гг.) о запрете языческого почитания Ангелов, но тем не менее – все равно очень сильный языческий элемент в народном почитании арх. Михаила.

Например, германские племена, приняв христианство, строили храмы Архистратига на вершинах гор, где ранее находились святилища бога войны, Одина. Архангел Михаил считался покровителем воинов, на знаменах войск неизменно находился его лик. Впоследствии, с образованием Германского государства, Михаил стал почитаться как его заступник.

Кроме того, католики связывали праздник Архангела, 29 сентября, с завершением полевых работ. До наших дней в Латвии на «день Микеля» проводится ярмарка яблок.

А вот православные сербы почитали Архангела, как целителя. Нередко пред его образами оставляли подношения – считалось, что так можно избежать болезни. Существовало также поверье, что, если арх. Михаил будет стоять возле изголовья постели больного, он выздоровеет, а вот если у ног – скончается.

Особенности почитания на Руси

Традицию почитания архистратигу наша страна унаследовала как от Византии, так и от других славянских народов, принявших христианство раньше. Считается, что храм арх. Михаила был одним из первых, построенных князем Владимиром по Крещении. Ему, как воину, мог быть, конечно, близок образ Архангела как воеводы сил небесных.

Предания о деяниях Архангела в нашей стране

От первых веков христианства на Руси сохранились также данные об особом отношении святого к новокрещенной стране. В 1237-38 гг., когда на русские княжества напали монголы, их войско под предводительством хана Батыя, за короткое время захватило и разорило всю Северо-Восточную Русь. Захватчиков со страхом ожидали жители Новгорода. Но неожиданно они повернули назад.

Историки высказывают различные точки зрения по поводу причин столь внезапного решения – от упорного сопротивления русичей до весенней распутицы. Русские же летописцы сохранили версию самого Батыя, высказанную им после захвата Киева: увидев на стене одного из разоренных храмов образ Архангела, он заявил: «Вот сей возбранил мне идти на Новгород!». Детали этого явления остались, конечно, неизвестными.

Особенно усилилось почитание святого после одного ставшего известным всей Церкви чуда 2 пол. XIV в. Тогда жена монгольского хана, Тайдула, от болезни потеряла зрение. Хан Узбек, много слышавший о святом русском митрополите Алексии, потребовал его в свою ставку, повелевая, чтобы он помолился о больной, вернул ей зрение. Смиренный митрополит не чувствовал сил на подобное чудо, но Узбек грозил за неподчинение новыми набегами. Тогда святитель, помолясь, отправился к хану. После молебна Тайдула получила не только телесное исцеление, но к тому же потребовала Крещения. А случилось это 19 сентября 1357 г., когда отмечается память «чуда в Хонех».

Уже к 1358 г. появился построенный по обету свт. Алексия храм, а в 1365 г. в Кремле, близ княжеской резиденции, основана обитель, посвященная чуду в Хонах.

До начала XX в. она была одной из главных святынь страны. Ее главный храм разрушен 17 сентября 1929 г., в следующем году – уничтожен сам монастырь.

Покровитель династии

Архангел также издревле считался покровителем правящей династии: сначала Рюриковичей, затем Романовых. Еще с XIV в. в Московском Кремле появился сначала деревянный, после – каменный Архангельский собор, особенно любимый княжеской семьей. Нынешнее его здание построено итальянским архитектором Алевизом Новым в начале XVI в., по указанию Ивана III. Чин великого освящения церкви прошел 8 ноября 1508 г.

До начала XVIII в. здесь была усыпальница великих князей Московских, позже – царей. Единственный похороненный здесь император – Петр II, во второй четверти XVIII перенесший резиденцию из Петербурга в старую столицу. Здесь он скоропостижно и скончался.

Но и после того, как усыпальницей царей стал Петропавловский собор города на Неве, Архангельский собор оставался одной из главных святынь династии. 24 мая 1913 г., во время празднования 300-летия Романовых, лично Николай II зажег лампады над новой сенью у гроба основателя династии, государя Михаила Феодоровича.

Город Михаила

Имя Архистратига носит ныне третий по количеству жителей город Северо-Западной России – Архангельск. Имя ему дал основанный при устье Северной Двины монастырь. Впоследствии при нем образовался посад, поселились жители. 5 апреля 1596 г. документы впервые упоминают «Архангельский город».

В чем помогает Архангел тем, кто ему молится

Архистратиг Небесных Сил считается покровителем воинов, а также целителем – на основании множества совершенных им чудотворений, известных в истории. В католических странах ему часто молятся полицейские, военные, а еще – врачи «скорой помощи». Православные обращаются к Архангелу:

  • за защитой, покровительством во время бедствий, нападений врагов;
  • с просьбой об исцелении;
  • с молитвой об обращении к вере близких, особенно тезоименитых Архистратигу.

Вот рассказ рабы Божией Анны о случае такой помощи:

«Я обратилась к Церкви с конца 1980-х, начала ходить в храм. Постепенно приходили к вере родители, а вот младший брат, Миша, оставался равнодушен. Пришло время, его забрали на армейскую службу, так, неверующим, он и ушел. В соборе нашего города есть икона Архангела Михаила. К нему я начала обращаться, еще сама не будучи полностью воцерковленным человеком. Но просила, ставила свечи. Что произошло, не знаю, но брат вернулся верующим, и решил поступать в Московскую Духовную Семинарию». Стоит добавить: ныне отец Михаил – протоиерей, воспитал верующими четверых уже взрослых детей.

Как изображаю на иконах и известно ли людям как он выглядит

За несколько тысячелетий, которые длится покровительство Архангела Божия человеческому роду, его, конечно, видели не раз. Однако в иудаизме, священные книги которого упоминают о Михаиле, являвшемся Иисусу Навину, прор. Даниилу, запрещены изображения.

Фактически единственной на сегодняшний день иконой Архангела, имеющей «портретное» сходство, можно назвать Мандамадосскую, созданную послушником Гавриилом в XI в. сразу после видения Михаила. Это нетипичный образ, представляющий собой лик, вылепленный из глины. Ныне эта чудотворная святыня помещена в богатый оклад. Видевшие ее говорят: лик св. Михаила меняется, иногда очи испускают слезы. От образа известно множество чудес как в истории, так и в наши дни.

Мандамадосская икона Архангела Михаила, Греция.

Считается, что самое древнее изображение Архистратига относится к IV в. Его нашли в римских катакомбах. На иконе Архангел, представленный в виде, подобном человеческому, стоит на пути пророка Валаама, запрещая ему проклинать Израильский народ. Это изображение интересно тем, что оно – едва ли не единственный образ Архангела, имеющего бороду, которая для тогдашних христиан была как бы символом особой мудрости.

Самое древнее из известных изображений Архангела Михаила, IV век.

Впоследствии постепенно складываются иконописные каноны изображения Архангела. Как и каноны изображения Ангелов вообще, на Востоке они утвердились с X-XI вв., после победы над иконоборческой ересью.

Иконография: Михаил, архангел Датировки: XX в. 1904Иконописец: Кубрин Михаил (?) Трофимович Материал: Дерево, темпера, позолотаРазмеры иконы:  высота 22 см, ширина 27 см Архистратиг изображён в рост, в воинском облачении, в левой руке он держит щит, а в правой – огненный меч.  © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля.

Есть разные варианты изображения облачений Архистратига:

  • воинское; оно состоит из доспехов и плаща; люди времени Византийской империи легко узнавали Михаила по тавлиону, особой нашивке, которая означала высокое звание; иногда на одеждах можно увидеть широкую расположенную вертикально полосу, обычно золотую, или изукрашенную узорами – это так называемый клав, символ высокой власти;
  • так называемые «лоратные» одежды – это длинная риза-далматик и лорум – широкая лента через плечо; так одевались для торжественных выходов византийские императоры, причем подобное одеяние позже было заимствовано Церковью как богослужебное; таким образом, одежды Архангела показывают, с одной стороны, его покровительство царям, с другой – его роль как сослужителя священства; потому подобные изображения Архангела часто встречаются в иконостасах в так называемом деисусном чине. Обычно арх. Михаил изображается справа от Христа, слева же – другой Архангел, Гавриил.

Обязательный атрибут иконы Архангела – ленты, повязанные на его главу. Это так называемые «слухи», означающие его абсолютное внимание к воле Божией. Так пишут не только арх. Михаила, но также других Ангелов.

Иконография: Михаил, архангел Датировки: XVI в. Начало XVI в.Происхождение: Из Падчеварской церкви Архангела Михаила Кирилловского уезда Новгородской губернии. Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 91 см, ширина 32,5 см Из деисусного чина иконостаса. Ростовое изображение Архангела Михаила в трехчетвертном повороте. НГОМЗ 11164. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник Литература: Иконы Великого Новгорода XI начала XVI веков. Авторы проекта Л.В.Нерсесян и С.В.Обух. М. Северный паломник. 2008. №102.

Еще один атрибут иконографии св. Михаила, общий изображениям всех Сил Небесных – зерцало. Это может быть прозрачный шар, либо изображение Лика Христа. Зерцало – символ служения сил Ангельских Господу, того, что их действия точно отражают волю Божию.

Как восточная, так и западная иконописные традиции изображают Архангела с мечом, копьем, или обоими видами оружия. При этом меч может писаться как обычный, так и состоящий из пламени, огненный. На левой руке Михаила – щит, на котором могут быть символы христианства, например, монограмма Имени Христа, крест. Символика щита и меча понимается как указание на покровительство и защиту верующих.

Читайте также: Описание икон Архангела Михаила и их значение

Иконография: Архангел Михаил грозных сил воевода Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр:  Россия.Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 22 см, ширина 27 см Архангел изображён как архистратиг Сил Небесных скачущим на коне в воинском облачении. На полях изображено двое святых. Над ним, вверху иконы, изображён Спас Эммануил.  © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Существует особый тип иконы Архистратига, где он представлен скачущим на коне по небу. Над головой Ангела – радуга. Внизу распростерся грешный мир, суд которому объявляет грозный воевода. В деснице его – Евангелие, а у губ – труба, возвещающая Страшный Суд. Иногда Ангел держит копье, которым поражает древнего змия. Этот образ следует Откровению Иоанна Богослова:

«И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные» (Откр. 10:1)

Икона вдохновила самого царя Ивана IV на создание Канона Ангелу Грозному воеводе. Он написан в 1573 г., причем Иван подписал его псевдонимом – «Парфений Юродивый». Авторство царя стало явным лишь в XX в. благодаря работам академика Д.С.Лихачева. Этот богослужебный текст исполнен глубокого покаяния, смирения:

«Святы́и а́нгеле Христо́в, гро́зныи воево́да, поми́луй мя, гре́шнаго раба́ своего́, [имярек]. Егда́ прии́дет вре́мя твоего́ прихо́да, святы́и а́нгеле, по мене́, гре́шнаго, [имярек], разлучи́ти мою́ ду́шу от убо́гаго ми телеси́, и вни́ди с ти́хостию, да с ра́достию усря́щу тя че́стно»

Стоит сказать, что написал его царь на следующий год по отмене опричнины, как именовалась введенная им в 1565 г. политика репрессий, когда от царского гнева пострадали не только десятки бояр, но и множество церковных деятелей, включая митрополита-мученика Филиппа (Колычева). Об искренности царского раскаяния до настоящего времени нет единого мнения среди церковных и светских авторов.

Симон Ушакова: Архангел Михаил попирающий диавола

Симон Ушаков. «Архангел Михаил попирающий дьявола»

Еще один известный и не совсем типичный образ создан в 1676 г. придворным иконописцем Симоном Ушаковым. Центр иконы – сам Архангел с занесенным мечом, в воинских доспехах, алом плаще. Левой дланью он держит зерцало с начертанием Имени Христа. А под ногами Архистратига – сам сатана и бесы, которых от победил.

На заднем плане образа прорисованы фигуры святых, а слева – изображение человека без нимба, в простой одежде жителя русского города XVII в. Существуют разные версии о личности этого изображенного:

  • по одной из них – это портрет заказавшего икону;
  • согласно другой, здесь – автопортрет самого иконописца.

Образ Архангела в живописи

Святой Михаил и дьявол. Рафаэль Санти.

Изображения арх. Михаила художниками – изначально принадлежность западной христианской традиции. При этом самый распространенный сюжет – наиболее скупо освещенная Писанием битва Архистратига с сатаной. Рафаэль, Гвидо Рени представляют Михаила в образе светлого юноши в воинских доспехах, копьем поражающего диавола.

Вторая излюбленная художниками тема – участие Архистратига в Страшном Суде. Католики издавна уделяли этому повышенное внимание, и даже на ранних западных иконах в руке Архангела пишутся весы, как символ определения греховности той или иной души.

На фреске Луки Сеньорелли (1499 г.) натуралистично представлено наказание грешных: часть их уже терпят муки от бесов, другие же свергаются с неба Ангелами, которых возглавляет Михаил.

Живописные образы Архангела, созданные западными мастерами, отличаются множеством деталей, имеющих эстетическое, а не богословское значение: это изукрашенные узорчатыми золотыми пластинами доспехи на картине Якобелло дель Фьоре, красочные детали священнического облачения Архангела на фреске Микеле Джамбоно (XV в.)

 

«Михаил Архангел повергает дьявола». Васнецов В.М.

Ближе к традиционной иконописи – картины русских художников, сочетающих православную традицию и живописное искусство. В 1915 г. на выставке русских художников В.М.Васнецов (кстати, имеющий не только художественное, но и семинарское образование) показал монументальное и потрясающее по силе полотно «Михаил Архангел повергает дьявола». Архистратиг изображен крылатым юношей, бесстрастность его лика сближает картину с иконой. Руки Ангела воздеты в жесте торжества, или, может быть, молитвы, он вонзает копье в лежащего долу сатану.

Еще один образ Архангела представлен художником на фреске из Георгиевского собора г. Гусь-Хрустальный. На ней Архангел не только торжественен, но и страшен. Он написан в богослужебных одеждах, препоясанный лорумом. Лик его гневен, а руки, в одной из которых весы, в другой – запечатанный свиток Книги жизни, простерты вверх. Архистратиг готовится объявить людям последний Суд Божий. С трепетом внимают ему грешники.

Памятники

Памятник Архангелу Михаилу в Киеве.

Одно из первых скульптурных изображений арх. Михаила возникло как память о чудесном окончании эпидемии чумы в Риме при папе Григории Великом. Впоследствии образ Архангела не раз запечатлен скульпторами:

  • в Лейпциге гигантская скульптура входит в состав знаменитого Памятника битве народов – победе нескольких европейских армий над французским императором Наполеоном (1813); Архангел представлен рыцарем, над ним надпись на немецком языке: «С нами Бог!»;
  • поражающим дракона представлен Михаил на памятнике в Минске; на подножии надпись: «Защитникам Бога, веры и христианства»; поставлена скульптура около 20 лет назад;
  • арх. Михаил издревле считается покровителем Киева; здесь по крайней мере четыре его скульптуры, большинство из которых поставлены в 2000-е гг.;
  • немало памятников Архистратигу и по России: его скульптуры находятся во Владивостоке, Подольске, Сочи, и, конечно, в Архангельске, носящем имя вождя Небесного Воинства.

Орден

Первый такой орден известен во времена гражданской войны. 9 мая 1918 г. он учрежден в г. Уральске для награждения отличившихся во время боя с Красной Армией казаков и других военных. Он имел форму креста с изображением Архистратига. Первый кавалер ордена – есаул Петр Хорошкин, который получил награду уже 6 июня 1918 г. за отличие в бою. После гражданской войны награда, конечно, прекратила существование.

Второй орден учрежден с 1988 г. как династическая награда императорского дома Романовых его главой (в эмиграции), великим князем Владимиром Кирилловичем. Как говорится в соответствующем документе, награда вводится «в честь 1000-летия Крещения Руси, 375-летия воцарения Династии Романовых и 50-летия восприятия Его Императорским Высочеством прав и обязанностей Главы Российского Императорского Дома». Орденский девиз – «Милость и истина». Награда, как и первый орден, представляет собой крест.

21 ноября 2012 г. основана Ассоциация ордена Михаила Архангела, которая состоит из кавалеров этой награды.

Среди награжденных орденом в разное время:

  • известный скульптор Н.В.Орлов, усилиями которого удалось восстановить поклонный крест в Москве, на месте гибели великого князя Сергея Александровича от рук террористов начала XX в.;
  • профессор А.А.Симонов, один из основателей русского монархического движения (1954-2010).

Фонд

Он действует с 2010 г. Цель объединившихся верующих – сбор средств для строительства православных церквей по всей стране. За 11 лет работы на средства фонда построено 20 храмов. Сейчас идет реализация еще 15 проектов.

Партия

Наконец, с начала XX в. имя Архангела стало использоваться в политической жизни. Именно его носила одна из первых организаций монархистов России – Союз Михаила Архангела. Партия образовалась в результате раскола «Союза русского народа», а возглавил ее известный монархист В.М.Пуришкевич. Активная деятельность партии продолжалась до 1911-13 гг., затем партия начинает выступать с антиправительственных позиций и порывает с союзниками-монархистами. Свое существование «Союз» закончил после Февральской революции (1917).

Заблуждения об Архангеле Михаиле в древности и в наши дни

Непонятность для человека Ангельского мира, скупость текста Писания, рассказывающего о нем – все это во все времена толкало многих или к отождествлению Ангелов с языческими богами, или к дерзким попыткам проникнуть туда, куда человеку заглядывать запрещено для его же пользы. Такие попытки, конечно, вели к тому, что совершающие их «познавали» не горний мир, но область падших духов – бесов.

В других христианских странах народ связывал с днями памяти Архангела не только молитвенное ему поклонение, но также множество полуязыческих обычаев, примет.

В Белоруссии арх. Михаила считали покровителем грозы; на день празднования ему запрещалась работа, дабы не рассердить Ангела. Сильный ветер, непогода считались проявлениями его гнева

Кроме того, Михайлов день считался также поминальным – видимо, на основании упоминаний Архангела Библией как хранителя Книги жизни. У белорусов сохранилось понятие «Михайловские деды», когда совершалась память предков.

На Руси на Михайлов день оставляли символические подношения «дворовому» («хозяину» усадьбы) и «домовому». Исследователь русской народной культуры начала XX в. А.А.Коринфский записал такой народный обычай, сохранявшийся еще в XIX в.: чтобы ублаготворить и «дворового», и «домового» жертвовали самого старого, худого петуха, которому еще и отрубали голову тупым, ржавым топором. Такова, по народному поверью, была жертва «мелким бесам».

Современное интернет-пространство также предлагает множество «легких» способов «обращения» к арх. Михаилу. Один из них – «Гадание онлайн».

Посетителю сайта предлагается кликнуть на картинку и получить «мудрый совет якобы от самого Архистратига Сил Небесных. После этого «советчика» следует поблагодарить, например, так: «Господь и Архангел Михаил, спасибо вам за то, что все еще напоминаете мне о концентрации на хорошем здоровье, и за то, что направляете мои действия на поддержку моего хорошего самочувствия». Как видим, перед нами безграмотный текст, написанный человеком, не знающим разницы между словами «Господь» и «Архангел», и, видимо, вообще не имеющим представления о том, что такое молитва. Несмотря на то, что проект – явное шарлатанство, участвовать – небезобидно, ведь это кощунственные игры с именем Архангела, которые не могут пройти бесследно.

И это интернет-гадание тоже бесплатно: по сути, это гадание на картах Таро с использованием имени арх. Михаила. Участнику предлагается выбрать три карты, после чего он тут же получит совет. К сожалению, в комментариях к этому гаданию – множество благодарностей за хорошие предсказания, адресованные Архангелу, что, конечно, говорит о распространении крайнего духовного невежества среди наших современников.

Этот «проект» сродни практике различных новых религиозных движений. Участнику предлагается «впустить в свою жизнь чудеса» в течение 25 дней, из которых 14 – психологическая подготовка и 11 – собственно «дни чудес». За первые дни человеку предлагается пересмотреть свою жизнь, ежедневно благодаря ангелов за то или иное событие, настроиться на позитив. Затем 11 дней – записывать значимые чудесные события. Затем, как говорят авторы техники, весь процесс можно повторить.

По сути, это техника самовнушения, создания у себя позитивного настроя. Но имеет ли она отношение к реальному ангельскому миру, не вводит ли в опасное состояние прелести? Автор пишет: «Это прекрасная техника, которую нужно делать, как можно дольше. Поставьте эксперимент – сделайте ее в течение 3-х месяцев. Уверена, вы захотите ее продолжить, тогда увеличьте до полугода. Наверняка, вы уже не сможете остановиться, вам захочется еще чудес, тогда доведите технику до года». Действительно, выйти из состояния обольщения и сознания собственной причастности к чудесам не только сложно, но обычно и нет желания

Святые отцы и современные пастыри об арх. Михаиле

Свт. Димитрий Ростовский говорит, что архистратиг – «служитель божественной славы, страж и защитник чести Божией».

А свт. Иннокентий Херсонский говорит, что арх. Михаил «не перестает ратоборствовать (сражаться) за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за Церковь и чад ее».

Митр. Антоний Сурожский пишет о тех, кто носит имя Архангела:

«Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно». Получается, что имя Архангела обязывает тезоименитого ему, конечно, не стать Ангелом, но попытаться научиться от своего покровителя, подражать ему – насколько возможно. Но что же мы знаем об Ангелах? Митр. Антоний пишет, каковы Ангелы: « Некий божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой».

Стать прозрачным для света Божия, Его благодати – такова задача, которую задает нам Ангельский мир и начальник воинства Небесных Сил. И не только их. Свящ. Валерий Духанин в одной из проповедей говорит:

«Мы, христиане, тоже воины Царя Небесного, и нам предстоит борьба Но праздник Собора арх. Михаила говорит нам: мы не одиноки, впереди нас – Ангел».

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии