Все молитвы Амвросия Оптинского

23 октября – день особого почитания Церковью величайшего молитвенника Отечества, Оптинского подвижника, старца Амвросия, чей духовный подвиг стал известен во всем мире благодаря бессмертному произведению Достоевского (1).

Прп. Амвросий Оптинский

Молитвы преподобному Амвросию Оптинскому

Молитва 1‑я

О, вели́кий ста́рче и уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче наш Амвро́сие, О́птинская похвало́ и всея Руси́ учи́телю благоче́стия! Сла́вим твое́ во Христе́ смире́нное житие́, и́мже Бог превознесе́ и́мя твое́ еще́ на земли́ тебе́ су́ща, наипа́че же увенча́ тя Небе́сною че́стию по отше́ствии твое́м в черто́г сла́вы ве́чныя. Приими́ ны́не моле́ние нас, недосто́йных чад твои́х (имена́), чту́щих тя и призыва́ющих и́мя твое́ свято́е. Изба́ви нас твои́м предста́тельством пред Престо́лом Бо́жиим от всех ско́рбных обстоя́ний, душе́вных и теле́сных неду́гов, злых напа́стей, тлетво́рных и лука́вых искуше́ний. Низпосли́ оте́честву на́шему от Великодарови́таго Бо́га мир, тишину́ и благоде́нствие. Бу́ди непрело́жный покрови́тель Святы́я оби́тели сия́, в не́йже в преуспе́янии сам подвиза́лся еси́ и угоди́л еси́ все́ми в Тро́ице сла́вимому Бо́гу на́шему. Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2‑я

О, преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Амвро́сие! Ты порабо́тати Го́сподеви жела́я, зде всели́лся еси́, и неле́ностно во труде́х, бде́ниех, моли́твех и посте́х подвиза́лся еси́, и был еси наста́вник мона́шествующим, всем же лю́дем учи́телю ре́вностный. Ны́не у́бо, по отше́ствии твое́м от земны́х, Небе́сному Царю́ предстоя́, моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити ме́сто селе́ния твоего́, святу́ю оби́тель сию́, иде́же ду́хом любве́ твоея́ неотсту́пно пребыва́еши, и всем лю́дем твои́м, с ве́рою к ра́це моще́й твои́х припа́дающим, во блага́я проше́ния их испо́лнити. Испроси́ у ми́лостиваго Го́спода на́шего, да низпо́слет нам оби́лие Небе́сных и земны́х благ, па́че же я́же на по́льзу душ на́ших да да́рует нам, и сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии да сподо́бит, в день же су́дный десна́го предстоя́ния и наслажде́ния во Ца́рствии Свое́м да удосто́ит во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 3‑я

О, всечестны́й ста́рче пресла́вныя и ди́вныя О́птины пу́стыни, преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Амвро́сие, Це́ркве на́шея до́брое украше́ние и благода́тный свети́льниче, небе́сным све́том всех озаря́яй, кра́сный и духо́вный плод Росси́и и всея́ подсо́лнечныя, ду́ши ве́рных оби́льно услажда́яй и увеселя́яй! Ны́не с ве́рою и тре́петом припа́даем пред цельбоно́сною ра́кою святы́х моще́й твои́х, и́хже на утеше́ние и по́мощь стра́ждущим ми́лостивно дарова́л еси́, смире́нно мо́лим Тя се́рдцем и усты́, о́тче святы́й, я́ко всеросси́йскаго наста́вника и учи́теля благоче́стия, па́стыря и врача́ душе́вных и теле́сных неду́гов на́ших: воззри́ на чад твои́х зело́ согреша́ющих в словесе́х и де́лех и посети́ нас мно́гою и свято́ю свое́ю любо́вию, е́юже сла́вно преуспе́л еси́ еще́ во дни земны́я, а наипа́че по пра́ведней твое́й кончи́не, наставля́я в пра́вилех святы́х и богопросвеще́нных отце́в, вразумля́я нас в за́поведех Христо́вых, в ни́хже до́бре поревнова́л еси́ до после́дняго часа́ твоея́ многотру́дныя и́ноческия жи́зни; испроси́ нам, немощству́ющим душе́ю и бе́дствующим в ско́рбех, благоприя́тное и спаси́тельное вре́мя на покая́ние, и́стинное исправле́ние и обновле́ние на́шего жития́, в не́мже мы, гре́шнии, осуети́хомся умо́м и се́рдцем, преда́хом себе́ непотре́бным и лю́тым страсте́м, поро́ком и беззако́нием, и́мже несть числа́; приими́ у́бо, соблюди́ и покры́й нас кро́вом твоея́ мно́гия ми́лости, низпосли́ нам благослове́ние от Го́спода, да понесе́м благо́е и́го Христо́во в долготерпе́нии до конца́ дней на́ших, ча́юще бу́дущаго живота́ и Ца́рствия, иде́же несть печа́ль ни воздыха́ние, но жизнь и ра́дость безконе́чная, изоби́льно проистека́емая от Еди́наго, Всесвята́го и Блаже́ннаго Исто́чника безсме́ртия в Тро́ице поклоня́емаго Бо́га Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Путь к старчеству

Будущий угодник родился в 1812 году в Тамбовской губернии. Отцом его был сельский пономарь Михаил Гренков. Родители дали своему шестому ребенку имя Александр. Мальчик рос смышленым, быстро постигал грамоту и вместе с отцом пел в церковном хоре. В 12 лет он стал учеником Духовного училища, а в 18 лет поступил в Тамбовскую Духовную семинарию, где был одним из лучших учеников.

В последний год обучения семинарист тяжело заболел: это обстоятельство подвигло юношу дать обет принять монашество, если Господь помилует его и исцелит. Однако после чудесного выздоровления он несколько лет откладывал исполнение данного обещания и работал преподавателем в Липецком Духовном училище.

Уединяясь после работы, Александр горячо молился Господу и Его Пречистой Матери, прося просветить ум и направить жизненный путь в богоугодное русло.

В то время в селе Троекурово той же губернии жил известный старец Илларион. К нему и направился будущий подвижник за наставлением. Илларион благословил:

«Иди в Оптину Пустынь и будешь опытен. Можно было бы пойти тебе и в Саров, но там уже нет теперь никаких опытных старцев, как прежде».

В 1839 году Александр Михайлович твердо решил оставить мир и втайне от всех удалился в Оптинскую обитель, которая была цветом духовного старчества. Сначала он жил в гостинице при монастыре, а через полгода старец Лев благословил его одеть монашеское платье.

Молодой человек был келейником старцев Льва и Макария, одновременно исполнял послушание в пекарне. В 1842 году подвижник принял постриг с именем Амвросия, а еще через два года был рукоположен в иеромонахи.

Читайте также: Знаменитые старцы Оптинские: кто они и где жили

Как-то во время поездки в Калугу, Амвросий сильно простудился, вследствие чего пошатнулось здоровье, а к 1848 году состояние настолько ухудшилось, что он решил принять схиму, сохранив прежнее имя. Однако вскоре больной стал выздоравливать и вновь, с прежним рвением, принялся за труды.

Читайте также:  Сергий Радонежский, преподобный

После благочестивой кончины старца Макария преподобный занял его место, став духовным окормителем насельников монастыря. Он вставал на молитву в 4 часа утра, и весь день усердно трудился. Во время непродолжительного дневного отдыха братия не переставала передавать ему просьбы посетителей, которых было так много, что иногда после их ухода, старец лежал почти без чувств. Однако он никогда не показывал своей усталости, всегда оставался в хорошем расположении духа.

Преподобный старец Амвросий Оптинский

В 1869 году в монастырь привезли чудотворную икону Калужской Божией Матери. После молебна и соборования Амвросию стало лучше, но крайняя слабость осталась. Несмотря на нездоровье, старец продолжал принимать посетителей и отвечать на десятки писем.

Преподобный обладал прозорливостью: глубоко проникая духовным взором в души собеседников, он ясно видел сокровенные желания их сердец. Исцелениям, творимым по его молитвам, не было числа, хотя подвижник всячески скрывал это. Известен даже случай воскрешения им павшей крестьянской лошади.

Со всей России приезжали к дивному старцу паломники. У него бывали писатели Толстой и Достоевский, историк Соловьев, публицист Погодин.

В последние годы жизни старец благословил строительство в деревне Шамардино женской Казанской Пустыни, в которой и встретил свою кончину. В июне 1890 года преподобный по обыкновению выехал туда на лето. Вернуться назад он уже не смог: недуг усугубился.

23Октября1891 годаСвятой  преподобный  Амвросий  Оптинский скончался в Шамординской обители.

Через четыре дня тело перенесли в Оптину Пустынь, где похоронили рядом со старцем Макарием. Во время церемонии под моросящим дождем шла многочисленная процессия священников и прихожан с зажженными свечами. Как вспоминали очевидцы, ни одна свеча не погасла.

Читайте также: Житие и духовные наставления св. прп. Амвросия Оптинского

О чем просят верующие святого

Преподобный явил себя великим молитвенником за Россию и ее православный народ, двери его кельи всегда были открыты для многочисленных паломников. И сейчас к святому угоднику обращаются с просьбами о духовном укреплении в борьбе с одолевающими страстями, о помощи в преодолении искушений и соблазнов, вызываемых нечистыми духами.

Просят святого о помощи в лечении различных недугов, потому что при жизни старец исцелял многие болезни одним лишь прикосновением.

К преподобному обращаются верующие родители, прося его помощи в воспитании детей благочестивыми и преданными христианской вере.

В любых житейских нуждах православные просят дивного старца о помощи.

Преподобному Амвросию молятся о детях

Святой родился в благочестивой многодетной семье. С малых лет помогая отцу при храме, он познал всю благодать христианского воспитания, и в дальнейшем посвятил этой теме многие свои труды. В помощь православным родителям старец составил молитвы о детях, считая обращение к Богу самым главным условием формирования добродетельного характера:

«В настоящее время, более, чем когда-нибудь, желающие благочестно жити окружены всякими затруднениями. Особенно становится трудно вести дело воспитания детей в духе христианском и в правилах святой Православной Церкви. Посреди всех этих трудностей остается нам одно: прибегать к Господу Богу, усердно просить от Него помощи и вразумления и затем со своей стороны делать все, что можем; остальное же все предоставить на волю Божию и на Его промысл, не смущаясь, если другие не так поступают, как бы нам желалось».

Как молиться матери о детях 

Молитва, составленная прп. Амвросием Оптинским

Боже! Создатель всех тварей, прилагая милость к милости, Ты соделал меня достойной быть матерью семейства; благодать Твоя даровала мне детей, и я дерзаю сказать: они Твои дети! Потому что Ты даровал им бытие, оживотворил их душою бессмертною, возродил их крещением для жизни, сообразной с Твоей волей, усыновил их и принял в недра Церкви Своей, Господи!

Сохрани их в благодатном состоянии до конца жизни; сподоби их быть причастниками таинств Твоего Завета; освящай Твоею истиною; да святится в них и через них святое имя Твое!

Ниспосли мне Твою благодатную помощь в их воспитании для славы имени Твоего и пользы ближняго! Подаждь мне для сей цели способы, терпение и силы! Научи меня насадить в их сердце корень истинной мудрости — страх Твой! Озари их светом управляющей вселенною Твоей мудрости!

Да возлюбят Тебя всею душою и помышлением своим; да прилепятся к Тебе всем сердцем и во всю жизнь свою да трепещут слов Твоих!

Даруй мне разум убедить их, что истинная жизнь состоит в соблюдении заповедей Твоих; что труд, укрепляемый благочестием, доставляет в сей жизни безмятежное довольствие, а в вечности — неизреченное блаженство. Открой им разумение Твоего Закона!

Да до конца дней своих содействуют в чувстве вездеприсутствия Твоего; насади в их сердце страх и отвращение от всякого беззакония: да будут непорочными в путях своих; да памятуют всегда, что Ты, Всеблагий Боже, ревнитель закона и правды Твоей!

Соблюди их в целомудрии и благоговении к имени Твоему! Да не порочат Церкви Твоей своим поведением, но да живут по ее предписаниям.

Одушеви их охотою к полезному учению и соделай способными на всякое доброе дело!

Да приобретут истинное понятие о тех предметах, коих сведения необходимы в их состоянии; да просветятся познаниями благодетельными для человечества.

Господи! Умудри меня напечатлеть неизгладимыми чертами в уме и сердце детей моих опасение содружеств с не знающими страха Твоего, внушить им всемерное удаление от всякого союза с беззаконными; да не внимают они гнилым беседам; да не слушают людей легкомысленных; да не совратят их с пути Твоего дурные примеры; да не соблазнятся они тем, что иногда путь беззаконных благоуспешен в сем мире.

Отче Небесный! Даруй мне благодать всемерно беречься подавать детям моим соблазн моими поступками, но, постоянно имея в виду их поведение, отвлекать их от заблуждения, исправлять их погрешности, обуздывать упорство и строптивость их, воздерживать от стремления к суете и легкомыслию; да не увлекаются они безумными помыслами; да не ходят вслед сердца своего; да не забудут Тебя и Закона Твоего.

Читайте также:  Великий пастырь Иоанн Кронштадтский

Да не погубит беззаконие ума и здоровья их, да не расслабят грехи душевных и телесных сил их.

Судия Праведный, наказывающий детей за грехи родителей до третьего и четвертого рода, отврати такую кару от детей моих, не наказывай их за грехи мои, но окропи их росою благодати Твоей; да преуспевают в добродетели и святости; да возрастают в благоволении Твоем и в любви людей благочестивых. Отче щедрот и всякого милосердия!

По чувству родительскому я желала бы детям своим всякого обилия благ земных, желала бы им благословения от росы небесной и от тука земного, но да будет с ними святая воля Твоя!

Устрой судьбу их по Твоему благоволению, не лиши их в жизни насущного хлеба, ниспосылай им все необходимое во времени для приобретения блаженной вечности; будь милостив к ним, когда согрешат перед Тобою; не вменяй им грехов юности и неведения их; приведи в сокрушение их сердца, когда будут противиться руководству благости Твоей; карай их и милуй, направляя на путь, благоугодный Тебе, но не отвергай их от лица Твоего!

Принимай с благоволением молитвы их; даруй им успех во всяком добром деле; не отврати лица Твоего от них во дни скорби их, да не постигнут их искушения выше сил их. Осеняй их Твоею милостью; да ходит Ангел Твой с ними и сохранит их от всякого несчастия и злого пути. Всеблагий Боже!

Соделай меня матерью, веселящеюся о детях своих, да будут они отрадою моею в дни жизни моей и опорою мне в старости моей. Удостой меня, с упованием на Твое милосердие, предстать с ними на Страшном суде Твоем и с недостойным дерзновением сказать: Вот я и дети мои, которых Ты дал мне, Господи!

Да совокупно с ними, прославляя неизреченную благость и вечную любовь Твою, превозношу пресвятое имя Твое, Отче, Сыне и Душе Святый, во веки веков. Аминь.

Молитва о детях преподобного Амвросия Оптинского (краткая)

Го́споди, Ты́ Еди́н вся́ ве́си, вся́ мо́жеши и все́м хо́щеши спастись и в ра́зум И́стины прийти. Вразуми́ ча́до мое́ (и́мя) позна́нием и́стины Твоея́ и во́ли Твоея́ Святы́я, укрепи́ его́ ходи́ти по за́поведям Твои́м и мене́ гре́шнаго поми́луй, моли́твами Пречи́стыя Ма́тери Твоея́, Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и и святы́х Твои́х (перечисляются все святые семьи), я́ко препросла́влен еси́ со Безнача́льным Твои́м Сыно́м и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Как бороться с курением

Один из паломников, заядлый курильщик, просил преподобного подсказать ему, как побороть мучавшую его долгие годы страсть. Старец дал такой совет:

Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. — Раздражительность и тоска — это следствия болезненности души от табакокурения.

Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет и опять читайте Евангелие. — Или вместо этого кладите, наедине, по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы

Получив письмо с душеполезным наставлением, мужчина хотел вновь закурить, но почувствовал непреодолимое головокружение и, вместе с тем, отвращение к табачному дыму. На следующий день он вновь по привычке несколько раз тянулся за папиросами, но каждый раз чувство непреодолимого отвращения к табаку останавливало его. Так и поборол мирянин с Божьей помощью свою страсть.

Интересный фактБороться с искушениями с помощью чтения Евангелия – древнее правило, известное во всем христианском мире. Его упоминает Гете в легенде о докторе Фаусте. (2)

Молитва от страсти курения преподобному Амвросию Оптинскому

Преподобне отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью. Господи! Молитвами угодника Твоего, Преподобного Амвросия, очисти мои уста, оцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово.

Молитва недугующего страстью курения

Многомилостивый Господи! Услыши прошение мое, прими молитву недостойного раба Твоего, не возгнушайся язв моих, не отвратись от мене. Якоже иногда еси исцелил сребролюбивую душу Закхея мытаря, исцели и мою душу, болезнущую многими страстьми и бедами.

Господи, вонми гласу моления моего, услыши стенания и жалкий вопль мой. О, горе мне, горе мне грешному, поелику уподобляюсь идолопоклонникам, не стыжусь воскурять фимиам бесовский, не стыжусь оскорблять Тебя, Господи, лукавством сердца моего. Искушаю Тебя чрезмерной надеянностью на Твое долготерпение. Стоя во Святем Храме Твоем, ублажаюсь благоуханием ладана, а по часе паки таяжде услаждаюсь курение зловония. Оскверняю уста мои и сими же устами глаголю словеса хвалебные к Тебе. Аки пес возвращается к своей блевотине, тако же аз греху служу. Всем бо яко грех есть сие, но не имам дерзновения отрещися мзды наемничей.

Многомилостивый Господи! Снизойди моей немощи, прости мое непотребство, укрепи мя, даждь ми терпение и мужество душевное, не остави мене, не даждь мне погобнути в тине греховней, Спаси, Господи! Погибаю! Яко же иногда еси, Господи, исцелил, по молитвам Пречистой Матерее Твоея, некоего мужа Сергия исцели и мене недостойного.

Читайте также:  Молитва: зачем и как нужно молиться

Якоже иногда еси Господи, избавил, по молитвам преподобного Амвросия Оптинского от скверной привычки некоего Алексея Московского избавь и мене окаянного. Якоже иногда еси Господи, свободил, по молитвам святых отец Киево-Печерских, от давлеющей страсти некоего Максима и поставил его служити Тебе во Святем Храме Твоем темже и мене сквернаго и нечистаго свободи, и даждь ми послужити правде Твоей, и поработати без лености тощно Тебе Господу моему Иисусу Христу во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

На каждый день

Молитва Оптинских старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня.

Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твёрдым убеждением, что на всё Святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Аминь.

Советы св.Амвросия как молиться во время искушений

Прежде всего, старец советовал не бояться искушений, помнить об их пользе для духовного укрепления:

«Искус – вещь самая хорошая и самая полезная. Бывших во искусе и апостол похваляет. Ради пользы душевной нам, немощным, никак не следует отрекаться и избегать душеполезных искусов… да и податься от них некуда, по сказанному: в мире скорбни будете. Значит, в целом мире бесскорбного места не найдешь, везде к одному заключению придешь, что потерпеть нужно. Другого средства к избавлению нет. Блаженный Диадох пишет, что древних христиан враг искушал разными мучениями, а христиан настоящего времени враг искушает разными помыслами и разными недугами телесными».

Затем, по наставлению святого, необходимо осознать всю полноту духовной немощи человека, понять, что без Божией помощи нельзя справиться с одолевающими плоть и душу врагами:

«Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских».

Также нужно взрастить в себе, по выражению старца, чувство «самоукорения», то есть в случившемся прискорбном случае обвинять себя, а не других людей:

«Если хочешь иметь гнев и злопомнение, то имей их не на людей, а на бесов, искушающих людей».

При нападении лукавых духов преподобный рекомендовал читать 3-й, 53-й, 58-й и 142-й псалмы: так молился святой царь Давид во время вражеских гонений. Кроме того, как все опытные старцы, святой учил постоянно прибегать к помощи Иисусовой молитвы:

«Имя Иисуса имеет столь великую силу против диавола, что оно нередко оказывает свое действие даже и в том случае, когда произносят его без надлежащего благоговения. Многие по собственному опыту узнают, что они именем Иисуса побеждают опасности».

Самым тяжким искушением старец считал нападение на человека духов печали и уныния. В утешительных письмах своим духовным чадам он писал:

«для людей страшнее всех несчастий смерть, но печаль тяжелее и смерти, так как в печали находящиеся часто желают смерти; и насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния получат переносящие с терпением печаль. Велико воздаяние тем, которые до конца терпят искушение».

В этом случае он давал совет: «когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь — прочитывай 101‑й псалом».

В искушениях святой Амвросий учил видеть попущение Божие за грехи человека, а потому принимать их с благодарностью и терпением, показывая этим смирение перед Господней Волей:

«Прибегай в искушении к твердыне смирения, которая для хищников неприступна. Смиренные люди слышат топоты душевных татей, но ни единым из них искушены быть не могут… На то и подается нам благодать Божия, чтобы мы переносили все встречающиеся нам огорчения и скорби с кротостью и терпением, с благодушием и покорностью воле Божией; чтобы в этом горниле искушений очищалась душа наша от живущих в ней греховных склонностей и страстей; чтобы в этом училище непрестанных огорчений и досад мы обучались истинной христианской любви».

Для укрепления духа и твердой веры, старец советовал ежедневно трижды в день читать 26-й, 36-й и 90-й псалмы во имя Пресвятой Троицы. А также благословлял чтение 39-го псалма. При этом святой напоминал о необходимости глубокого внутреннего покаяния, очищающего сердце и подготавливающего его к принятию Святого Духа.

Молясь о помощи в борьбе с искушениями, всегда нужно помнить о главной цели Божьих попущений. Преподобный разъясняет это так:

«Когда находит искушение, то надобно благодарить Бога, что через искушения устрояет Он наше спасение. Спасение не устрояется иначе, как через искушения, поэтому, кто отвергает искушение, тот отвергает спасение и, кроме того, остается неискусным. Кто терпит с благодарностью, тому легко, и он свободно минует искушение и делается искусным…»

Татьяна Расновская

Ссылки:

  1. Имеется ввиду, что Оптинский старец Амвросий известен во всем мире, как прообраз старца Зосимы в романе Федора Достоевского «Братья Карамазовы».
  2. Гете. Трагедия «Фауст». Часть Первая. Сцена Фауста с черным пуделем.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Александр Невский: молитва благоверному князю

Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Все молитвы Илие пророку

Молитва Симеону Верхотурскому

Молитва свт. Луке Крымскому об исцелении ребенка

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии