19 августа, православные ежегодно празднуют Преображение Господне или, как говорят в народе, Яблочный спас. Но главное событие, которое отмечает Церковь, касается вовсе не яблок.
И слово спас, входящее в народное название праздника Преображения надо бы написать с заглавной буквы Спас, потому что это сокращение от слова Спаситель одного из имен Бога. Кстати, Иисус по-гречески и означает Спаситель. Так вот, праздник Преображения Господня это праздник в честь Иисуса Христа, то есть Спасителя, хотя яблоки здесь тоже неслучайны, но об этом позже.
Краткая история праздника: что именно отмечают
Ровно за 40 дней до крестной смерти Иисус Христос поднимается на гору Фавор, берет с Собой трех Своих самых близких учеников: Иакова, Иоанна и Петра, и преображается, то есть изменяется перед ними.
Один из евангелистов, Марк, пишет:
Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Лицо Его стало сиять подобно солнцу.
Христу явились два ветхозаветных праведника: Моисей и Илия. Они беседовали с Ним о том, что должно вскорости произойти. А потом апостол Петр трогательно говорит:
Нам так хорошо, Господи, тут с Тобою, мы сделаем палатки. Тебе одну, одну нам с Моисеем и Илией, и останемся тут.
Он имел в виду, конечно, навсегда. Пусть все, что внизу этой горы, нас уже никогда не коснется. Но Господь берет его, двух апостолов, и спускается в этот мир. Вскорости Ему идти на крестные страдания, но они уже будут знать, что Он не просто бесконечно хороший человек, не просто верный принципам Своей проповеди учитель нравственности, не убежденный в истинности Своей идеи философ, что Он — Сын Божий. Человек, конечно, настоящий, не фантом, а по природе человек, но одновременно и Бог, Сын Бога живого.
Историки утверждают, что праздник пришел на смену дохристианскому празднику сбора яблок. В старинные времена плоды до этого дня считались незрелыми и несъедобными. Лишь после освящения у алтаря сочные фрукты разрешалось употреблять в пищу без ограничений. Язычники верили, что яблоки в этот день наделены особой силой — они несут здоровье, красоту, силу и счастье.
Православные христиане в этот день стараются преобразиться внутренне, и, хотя нам не дано приблизиться к Божественной святости и чистоте, люди стараются изменить свою жизнь, избавиться от дурных привычек, соотносить свои поступки и помыслы со Священным Писанием.
Церковные традиции праздника
Вечером перед праздником проходит большое церковное богослужение, а утром — литургия с крестным ходом. Храмы украшаются лампами, а священники в этот день служат в праздничном белом облачении. Прихожане часто приносят с собой корзинки с яблоками, виноградом и другими древесными плодами, а также колосья пшеницы. После освящения фрукты можно употреблять в пищу.
В этот день верующие просят благословить свои посевы. Главным символом праздника все же остается яблоко, которые не вкушают до освящения. Во время праздника продолжается Успенский пост, поэтому остальные ограничения во вкушении пищи тоже остаются в силе.
Яблоко не имеет непосредственного отношения к древу грехопадения, т.е. не является неким «греховным» плодом.
Ведь причиной грехопадения Адама и Евы в раю стало непослушание Богу. В Библии нет упоминания о том, каким именно было дерево. В православной традиции плодом грехопадения считается вовсе не яблоня, а смоковница (инжир). Это важно разъяснить, потому что у многих яблоки ассоциируются в первую очередь с грехопадением, а потом уже с праздником Преображения. Собственно, грехопадение к тем плодам, которые человек вкушает, отношения не имеет. Потому что грехопадение – это изъявление свободной воли человека. Плоды же, которые мы вкушаем, даны Господом человеку для радости, для пропитания.
Яблоки после освящения не становятся «чудодейственными», как это принято считать
Господь из любви к человеку сотворил плоды привлекательными для человека. Сделал так, что мы при вкушении чувствуем приятные ощущения, нам радостно вкушать то, что Господь создал для нас. А в праздник Преображения мы приносим в храм плоды яблони для того, чтобы выразить благодарность Богу, поделиться своим урожаем, если так можно выразиться. В этом и есть смысл освящения плодов – благодарение Господа за новый урожай, за новые плоды. А не в том, что плоды каким-то образом освящаются или во время освящения приобретают какие-то особенные свойства. Нет, они такими же плодами и остаются.
В праздник Преображения очень важно принять участие в богослужении
Пост – и воздержание в пище, и богослужения Православной Церкви — все способствует тому, чтобы подготовиться и приступить в день Преображения к таинству святого причастия. Этот праздник один из наиболее христоцентричных в православной церкви. В этот день обязательно нужно постараться соединиться с преобразившимся и воскресшим Христом, причастившись его тела и крови, только так мы сможем в полноте ощутить этот двунадесятый праздник и хоть немножко прикоснуться к Божественной благодати.