Яблочный, медовый и ореховый Спас в 2021 году: какого числа будет

Какого числа в этом году Яблочный спас (его еще называют Второй Спас и Спас на горе), Медовый (Первый Спас, Маковый Спас, Спас на воде) и Ореховый (Третий Спас, Хлебный Спас, Спас Нерукотворный)? Славяне издавна отмечали смену лета осенью, а народные и религиозные традиции порой переплетаются настолько сильно, что они буквально становятся единым целым.

О том, почему почитают и как отмечают Яблочный, Медовый и Ореховый Спас, что означают эти праздники, подробно рассказывается ниже.

Спас Другие названия Дата
Медовый Первый Спас, Маковый Спас 14 августа
Яблочный Второй Спас, Спас на горе, Средний Спас 19 августа
Ореховый Третий Спас, Хлебный Спас 29 августа

А само название праздника связано с благодатной августовской порой, когда созревает не только урожай, но и мёд, который наши предки поэтично называли «соком от ночной росы». Соты буквально ломились от этого лакомства, поэтому и на стол было принято подавать всевозможные блюда и напитки с мёдом. Рецепт одного из них дошел и до наших дней – его подробно описал известный российский кулинар Вильям Похлебкин.

Речь идет о питном мёде – главном напитке праздника, который подготавливался не много не мало – целых 10 лет. Причем из самого мёда он состоял только на треть, а другими ингредиентами были различные ягоды.

Смесь выдерживалась в осмоленных бочках – когда 10 лет, когда 20, а когда и все 40. Получался такой своеобразный аналог французского коньяка, только значительно менее крепкий (иногда в него добавляли уксус и хмель).

Яблочный Спас

На Руси всегда было известно, какого числа Медовый Спас и Яблочный, поскольку эти праздники друг от друга отделяет всего 5 дней. Яблочный Спас еще назывался Спасом на горе, потому что по легенде именно в этот день Христос взошел на возвышенность Фавор вместе с тремя учениками, чтобы явить им свою славу (праздник Преображение Господне).

К этому же дню поспевали яблоки и другие прекрасные плоды – слива, виноград. Конечно, они созревали немного раньше, но вкушать урожай до Спаса считалось грехом. Это было подобно тому, как разговеться едой можно только на Пасху, но никак не во дни Великого поста, который заканчивается как раз накануне Светлого Воскресения.

В этот день славяне приносили в церковь яблоки и любые блюда на их основе – выпечку, напитки, компоты, повидло. После освящения организовывали народные застолья и гуляния. Разумеется, плоды урожая раздавали всем желающим, особое внимание уделяли незажиточным людям. В народе говорили, что на второй Спас и нищий яблочко съест.

Последний Спас был своеобразным прощальным вечером – как у детей в лагере перед отъездом. Поэтому застолья изобиловали всевозможными вкусностями.

Несмотря на то, что праздник имел немного грустный оттенок (заканчиваются последние теплые дни), наши предки искренне радовались тому, что природа послала им столь щедрый урожай. Правда, отдыхали они совсем немного, поскольку впереди предстояла большая работа – снять последний урожай, засыпать зерно в амбары, намолотить муки и множество других важных дел.

В церковной традиции этот праздник принято называть Спас Нерукотворный. Предание гласит, что именно в этот день Спаситель, проснувшись, вытер лицо полотенцем, и на нем отразился его лик. Поэтому к Ореховому Спасу относились с особым почтением.

Икона Спас Нерукотворный

Вот поэтому люди твёрдо помнили, какого числа в этом году будет Яблочный Спас, а когда медовый и ореховый. В их календаре это были не только почитаемые даты, но еще и своеобразный рубеж, который отделяет теплый сезон от холодного.

Получается, что эти представляют собой своеобразную временную отметку после Пасхи. Светлое воскресение означает приход весны и начало посевной, а Спасы – это сбор урожая и наступление осени. Все в природе циклично, и у людей тоже.

/* */