Толкование термина занимает отдельные труды современных ученых и богословов. Еще с языческих времен алтарем называлось место приношения богам различных жертв. Так как жертвы чаще всего сжигались, название священного места могло произойти от слов «adoleo» возжигать, или «alo» питать, кормить. Жертвенник или «quasiastrion» значение алтаря, закрепившееся за ним с давних времен.
В традиционном, самом простом понимании, происхождение слова «алтарь» объясняется слиянием двух латинских слов «alta», что означает возвышенный и «ara» жертвовать. Однако этот перевод не отображает всей сути и полноты священного места, которое занимает центральное положение в православном богослужении.
История
Назначение алтаря тесно связано с первыми временами становления христианской церкви. В первых Таинствах Евхаристии, совершаемых первыми христианами в катакомбах Рима, в качестве алтаря использовались саркофаги с телами убитых за веру.
«Агапа» или вечеря любви, совершаемая на гробах первых мучеников за Христа, символизировала собой единение верующих со Спасителем. Останки мученика служили свидетельством приобщения его к небесной трапезе. Что так же на земле повторяли в воспоминание Его последователи. И по сей день в престол алтаря закладывается частица святых Мощей.
Дальнейшее развитие богослужения повлияло на формирование устроения византийских храмов. Алтарь представлял собой возвышение в восточной части храма, его пространство было полностью открыто для рассмотрения. Подобное устроение алтаря характерно и сейчас для католических и протестантских храмов. В православной традиции алтарь разделяет храм на две части высоким иконостасом, что подчеркивает высоту и святость места. Так же символизирует небо, обитель Бога и святых.
Помещение внутри алтаря занимал престол, его ставили в центре. По внутреннему полукружию располагали Кафедру (место архиерея или епископа), и Горнее место (скамьи для священников). «Предложению» и «сосудохранилищу» полагали отдельные помещения, связанные с алтарем. Впоследствии «предложение» стало располагаться в алтаре. Вероятно, это было сделано для удобства заготовления хлеба и вина при совершении литургии, однако, впоследствии поменяло названия и назначения алтарных мест.
Жертвенником раньше называли сам престол, на котором совершалось Таинство претворения хлеба и вина. В современных храмах приготовление Даров совершается на «предложении», который стал называться жертвенником. «Кафедра» архиерея стала «Горным местом», а жертвенник – престолом.
Структура алтаря
Устройство православных храмов сегодня не претерпело больших изменений. Оно так же отделено от остального пространства иконостасом и находится на возвышении, которое называется солея. Центральное место в алтаре занимает святой престол. Вплотную к восточной стене ставится на возвышение кресло епископа. Оно символизирует Небесный Престол Бога, и называется Горнее место. Считается, что во время богослужений там незримо присутствует Господь. В маленьких приходах кресло епископа может отсутствовать, однако, почтительное отношение к Горнему месту сохраняется. Ему совершается каждение, напротив возжигается свеча, и если священник проходит мимо обязательно осеняет себя крестным знаменем. Вокруг Горного места расположены скамьи – седалища для священников.
Алтарь
Позади престола ставиться Семисвечник, лампады которого зажигают перед совершением богослужения. Этот предмет является наследством Иерусалимского храма и означает действие и присутствие Святого Духа. Семь, по числу семи важных Таинств церкви, полнота и совершенство Божьей благодати.
Жертвенник, находиться у северной стены алтаря. Это место, на котором священник совершает приношение даров или «проскомидию». Там же читает записки, принесенные в алтарь диаконом для упоминания имен о здравии и упокоении.
Ризница – отдельное помещение, располагается на южной стороне от престола. В ней хранятся облачения священников и сосуды для совершения таинств. Иногда, в маленьких храмах, для ризницы невозможно выделить помещение, тогда необходимые предметы для богослужения располагают на столике.
Число окон в алтаре, может быть разным, но всегда имеет богословское значение. Три обозначает Троицу, четыре – евангелистов, пять – Троицу плюс божественное и человеческое начала Христа.
Так же в алтаре, вокруг престола расположены умывальники для омовения рук перед литургией, место, где разжигают кадило, аналой для чтения Евангелия.
Назначение и символика
Главное назначение алтаря изображение помещения, в котором состоялась Тайная Вечеря. Таким образом, верующие принимают непосредственное участие в совершении пасхальной трапезы, где произошло преломление и приношение святых даров. Как и новозаветную убранную горницу, алтарь, стараются держать в чистоте и всячески украшать.
Символика алтаря
В зависимости от формы богослужения, символика алтаря может меняться. Он часто именуется святилищем. Происхождение этого обозначения находится в Ветхом Завете, и восходит к древней скинии, незримой обители Господа. Как Моисей, Соломон, хранивший Святое Святых в храме, так и в алтаре, в дарохранительнице находятся Тело и Кровь Христовы. Однако воздаяние святости алтарю имеет целью выделить значимость места, а никак не уподобить устройство с другим религиозным сооружением.
Святость алтаря настолько почитаема, что вплоть до начала прошлого века, мирянам, было запрещено входить туда. Единственное исключение составляли диаконисы в женских монастырях и только для уборки, разжигания светильников и кадила. Корни этой традиции уходят глубоко в прошлое христианства, еще до отделения Католицизма.
В дальнейшем в алтарь стали допускать чтецов, иподиаконов и алтарников, только по благословению архиерея. Так же в алтаре не принято было держать никаких икон, кроме богородичных, или изображавших не святых людей. Столь трепетное отношение сохранилось и сейчас. Несмотря на некоторые послабления в виде допуска в алтарь мужчин, алтарь занимает центральное место в христианском богослужении.
Заключение
Многие святые разных времен жизни и происхождения называют алтарь «сущее превыше небес». Потому как он, представляет собой небо, обитель Бога, горницу тайной вечери, и пещеру с Гробом Христа. Как у небесного престола, Богу непрерывно служат ангелы, так и во время земного богослужения, священники вокруг престола в алтаре служат незримому Господу.
По истечении веков, метаморфозы религиозных представлений не сильно изменили назначение и сущность алтаря. На нем все еще приносят жертвы, но не кровавые, а словесные, в благодарность и утешение.
О том, как устроен алтарь православного храма смотрите в видео:
ВконтактеОдноклассникиFacebookTwitterМой мир