Значение слова Любостяжание и что это такое в православии

Многие слова, которые активно используются в православной терминологии, не всегда понятны обывателю. При этом понимание таких терминов имеет существенное значение для укрепления разума и развития веры. Далее рассмотрим стяжание, какое это понятие имеет значение в православной традиции.

Толкование термина

В прямом смысле значение слова стяжать указывает на приобретение различных материальных благ, то есть речь идет о том, чтобы накапливать имущество, работать ради получения выгоды. Как правило, термин имеет нейтральное значение и подразумевает просто действие накопления.

При этом он может видоизменяться, чтобы указывать на греховные страсти, к примеру, любостяжание является стремлением к накопительству и корысти, то есть имеет явно негативную интерпретацию.

Существует учение, которое дал Серафим Саровский о стяжании Духа Святого, обретении православным человеком ряда положительных заслуг и в итоге духовных благ. Нельзя сказать, чтобы ранее эта концепция отсутствовала, но старец Серафим более полно актуализировал концепцию и оформил, если возможно так выразиться, в полную технику духовной практики.

Обратите внимание! Преподобный Серафим взял терминологию и использовал аналогии, которые были ему наиболее известны и близки.

Саровский подвижник сам был из купеческой семьи, для таких людей наиболее существенным является стяжание различных материальных благ, получение выгоды.

Серафим сам потом сравнивал свое участие в торговом деле в молодости, когда искал выгоду, с духовным деланием, где тоже нужно выполнить определенные действия и в качестве прибыли получить духовные блага.

Познавательно! Какую произносить молитву перед чтением святого Евангелия

Таким образом, в православии чаще всего говорят именно про стяжание Святого Духа, которое обладает сугубо положительным значением. По сути, этот термин указывает на движение каждой души к Господу и взращивание веры в рамках индивидуального духовного пути. Вопрос, в действительности, довольно глубокий, поэтому следует разобраться с этой темой немного подробнее.

На пути своего духовного бытия православный стремится оказаться в Царстве Небесном, то есть достигнуть Спасения души. Такая возможность предоставляется при достижении нужной степени безгрешности (условно говоря, в действительности это вопрос тоже неоднозначный и, как говориться, тут каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно), которая обеспечивает обретение благодати.

Проще говоря, схема выглядит примерно следующим образом:

  • человек борется с грехами и избавляется от страстей;
  • душа становится чище;
  • на смену страстям и грехам приходят добродетели;
  • человек приобретает Дары и плоды Святого Духа.

Для борьбы со страстями и грехами зачастую и используются различные добродетели. Таким образом, в этом процессе они вполне естественно вытесняют собой негативные стороны личности и заполняют православного целиком.

Если рассматривать детальнее, то процесс этот гораздо более многомерный. Ведь грехи устраняются не разом, а процесс восхождения души может сменяться периодами падений. В общем, эта тема вполне заслуживает того, чтобы каждый православный детально рассмотрел ее для себя самого.

Это интересно! Что нужно, чтобы уйти в монастырь женщине

Существенной деталью в рамках рассматриваемой сейчас темы является одно стяжание Духа является движением человека к Господу. Чем лучше и продуктивнее выполняется этот процесс, тем больше святости и добродетели приобретает человек, и наоборот.

Способы и итоги стяжания

После того, как стало понятно, что такое стяжание в контексте православной веры, далее рассмотрим именно этот аспект. В качестве основы будут использованы мудрые мысли, которые оставил своим духовным чадам преподобный старец Серафим.

В монастырь близ Сарова приезжало немало литераторов и других представителей интеллигенции, да и в целом подвижник был довольно-таки известен, часть своего земного пути посвятил регулярному приему православных, которым давал советы о вере, всячески наставлял.

Поэтому до наших дней сохранились не только иконы, которые списаны с прижизненного портрета, и некоторые предметы, которыми пользовался святой, но и мудрость его, запечатленная в словах.

Для простоты стяжание Духа сравнивают с обычным накопительством, к примеру, есть такие расхожие фразы: «духовное богатство», «человек, обладающий духовными сокровищами». Действительно, нередко различные духовные достижения сравниваются с разнообразными материальными ценностями, так удобнее, но нужно понять, что речь идет о феноменах совершенно иного порядка.

Обратите внимание! Своеобразная эфемерность богатства в информационную эпоху способна указать на подлинность только одного богатства – духовного.

Современная эпоха является весьма интересной в смысле значения стяжания материальных и духовных ценностей. Богатые люди зачастую владеют просто набором цифр, которые хранятся в форме банковского счета, ценность начинают представлять просто какие-то наборы данных, образы и подобное. Поэтому в смысл обладания чем-либо и накопление чего-либо вкладывается немного иное значение, чем раньше. Такое положение дел может быть даже интересным для анализа православным верующим.

Материальное имущество человек может по собственному усмотрению накопить или раздать, а может использовать для себя.

Когда речь идет о том, чтобы привлечь к себе Святой Дух, то трудно говорить о том, чтобы накопить какое-то количество некой «субстанции» или «собственности». Лучше всего тут использовать метафоры приближения к чему-либо или известную из восточной традиции метафору очищения зеркала души.

Это важно! Что такое отчитка от пьянства отца Германа и как на нее попасть

Его поверхность изначально является загрязненной греховной человеческой природой, но в процессе духовной эволюции зеркало может быть очищено личными усилиями и отражать Божественный свет.

Таким образом, тот, кто лучше продвинулся в вере как бы пропускает и вмещает в себя Небесный свет в большем объеме. Он может отражать изначальную истину более точно. Если возможно так выразиться, такой человек действительно в определенном смысле ближе ко Всевышнему, хотя речь, конечно, не о пространственных величинах, но о чистоте души, которая более соответствует восприятию божественного.

Православная традиция подробно и разнообразно описывает, как двигаться по пути стяжания и достигать в этом положительного результата:

  • молитва,
  • пост,
  • бдение,
  • отсутствие грехов,
  • развитие добродетелей.

Все эти методы стяжания святого духа давно известны и вполне доступны для использования каждому христианину. Почему тогда все не становятся святыми или хотя бы обладателями различных даров Святого Духа? Вопрос вполне логичен, а ответ элементарен. Двигаться этим путем трудно, как правило, люди заняты стяжанием материальным и предпочитают духовное нестяжание, а в идеале следует действовать наоборот.

Важно! Сильная молитва Матроне Московской о помощи: от чего она помогает

Перечисленные методы нужно делать ради Христа, тогда и появятся так называемые плоды Святого Духа:

  • любовь,
  • радость,
  • мир,
  • долготерпение,
  • благость,
  • милосердие,
  • вера,
  • кротость,
  • воздержание.

Также тут актуально и перечислить Дары Святого Духа:

  • мудрость,
  • вера,
  • знание,
  • пророчество,
  • чудотворение,
  • исцеление,
  • различение и истолкование разных языков,
  • различение духов,
  • ходатайство,
  • увещевание,
  • вспоможение;,
  • учительство,
  • любовь.

Есть и другие, но эти относится к основным.

Любовь относится к Дарам и Плодам Святого Духа, а также является высшим Даром Святого Духа, то есть фактически высшим достижением, которое доступно православному. Собственно, это заповедовал Христос: возлюбить Господа и ближнего, как самого себя. Такие заповеди Бог оставил, установив Новый Завет с человеком.

Апостолы стали первыми обладателями Даров, которые они получили или стяжали в день Пятидесятницы. Благодаря этому апостолы имели возможность проповедовать в других странах и являть чудеса язычникам.

Значение слов стяжать святые дары было для них другим, так как полученное в некоторой степени было авансом (который, кстати говоря, каждый в дальнейшем окупил сторицей), обусловленным особенным положением и отношениями с Христом.

Теперь каждый православный может вступить на собственный путь веры и, при наличии старания, даже сравниться в какой-то степени с апостолами. Этот факт подтверждается примерами святых. К примеру, Серафим Саровский творил великие чудеса, хотя старался скрывать этот факт от окружающих.

Познавательно! Расписание богослужений в храме святого Ильи Пророка

Помимо выполнения религиозных дел посещение службы и регулярная молитва орудием православного верующего является совершение добродетели. Через добрые дела взращивается любовь к ближнему и миру, но тут нужно учесть еще один значительный аспект. Простыми словами этот аспект называется мотивацией, хотя, в действительности, имеет гораздо более сложную природу.

Полезное видео

Подведем итоги

Мотивация заключается в доброделании ради Христа. Не ради добродетели как таковой (просто чтобы делать добро), не ради тщеславия или чтобы себя хорошо чувствовать. Только если верующий отдается и предается Христу всем разумением и делами, он может стяжать благодать Всесвятого Духа Божия.

При этом Серафим Саровский советует верующим применять в деле стяжания разум, подобно тому как применяют его купцы, дабы получить больше барыша. Если вы можете искренне молиться, то через молитву, которая глубоко и искренне творится ради Христа, и возможно стяжать благодать. Кому-то Господь даровал стойкость выдерживать посты и другие понуждения тела, тогда нужно через эти старания возвышать себя духовно.

ВконтактеОдноклассникиFacebookTwitterМой мир

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии