Любовь или возмездие: о чём на самом деле говорит нам Псалом 108?

Псалтирь – разговор человеческой души со своим Создателем. В ней есть скорбь о немощи людской, преклонение перед Творцом, а есть слова боли, вырывающиеся у неправедно гонимого, страдающего от несправедливости. Таков 108 псалом.

Псалом 108

Въ коне́цъ, псало́мъ Дави́ду.

Бо́же, хвалы́ моея́ не премолчи́:

я́ко уста́ грѣ́шнича и уста́ льсти́ваго на мя́ отверзо́шася, глаго́лаша на мя́ язы́комъ льсти́вымъ,

и словесы́ ненави́стными обыдо́ша мя́, и бра́шася со мно́ю ту́не.

Вмѣ́сто е́же люби́ти мя́, оболга́ху мя́, а́зъ же моля́хся:

и положи́ша на мя́ зла́я за блага́я, и не́нависть за возлюбле́нiе мое́.

Поста́ви на него́ грѣ́шника, и дiа́волъ да ста́нетъ одесну́ю его́:

внегда́ суди́тися ему́, да изы́детъ осужде́нъ, и моли́тва его́ да бу́детъ въ грѣ́хъ.

Да бу́дутъ дні́е его́ ма́ли, и епи́скопство его́ да прiи́метъ и́нъ:

да бу́дутъ сы́нове его́ си́ри, и жена́ его́ вдова́:

дви́жущеся да преселя́тся сы́нове его́ и воспро́сятъ, да изгна́ни бу́дутъ изъ домо́въ свои́хъ.

Да взы́щетъ заимода́вецъ вся́, ели́ка су́ть его́: и да восхи́тятъ чужді́и труды́ его́.

Да не бу́детъ ему́ засту́пника, ниже́ да бу́детъ ущедря́яй сироты́ его́:

да бу́дутъ ча́да его́ въ погубле́нiе, въ ро́дѣ еди́нѣмъ да потреби́тся и́мя его́.

Да воспомяне́тся беззако́нiе оте́цъ его́ предъ Го́сподемъ, и грѣ́хъ ма́тере его́ да не очи́стится:

да бу́дутъ предъ Го́сподемъ вы́ну, и да потреби́тся от земли́ па́мять и́хъ:

зане́же не помяну́ сотвори́ти ми́лость, и погна́ человѣ́ка ни́ща и убо́га, и умиле́на се́рдцемъ умертви́ти.

И возлюби́ кля́тву, и прiи́детъ ему́: и не восхотѣ́ благослове́нiя, и удали́тся от него́.

И облече́ся въ кля́тву я́ко въ ри́зу, и вни́де я́ко вода́ во утро́бу его́ и я́ко еле́й въ ко́сти его́:

да бу́детъ ему́ я́ко ри́за, въ ню́же облачи́тся, и я́ко по́ясъ, и́мже вы́ну опоясу́ется.

Сiе́ дѣ́ло оболга́ющихъ мя́ у Го́спода и глаго́лющихъ лука́вая на ду́шу мою́.

И ты́, Го́споди, Го́споди, сотвори́ со мно́ю и́мене ра́ди твоего́, я́ко бла́га ми́лость твоя́:

изба́ви мя́, я́ко ни́щъ и убо́гъ е́смь а́зъ, и се́рдце мое́ смяте́ся вну́трь мене́.

Я́ко сѣ́нь, внегда́ уклони́тися е́й, отъя́хся: стрясо́хся я́ко пру́зи.

Колѣ́на моя́ изнемо́госта от поста́, и пло́ть моя́ измѣни́ся еле́а ра́ди.

И а́зъ бы́хъ поноше́нiе и́мъ: ви́дѣша мя́, покива́ша глава́ми свои́ми.

Помози́ ми, Го́споди Бо́же мо́й, и спаси́ мя по ми́лости твое́й:

и да разумѣ́ютъ, я́ко рука́ твоя́ сiя́, и ты́, Го́споди, сотвори́лъ еси́ ю́.

Проклену́тъ ті́и, и ты́ благослови́ши: востаю́щiи на мя́ да постыдя́тся, ра́бъ же тво́й возвесели́тся.

Да облеку́тся оболга́ющiи мя́ въ срамоту́ и оде́ждутся я́ко оде́ждою студо́мъ свои́мъ.

Исповѣ́мся Го́сподеви зѣло́ усты́ мои́ми и посредѣ́ мно́гихъ восхвалю́ его́:

я́ко преста́ одесну́ю убо́гаго, е́же спасти́ от гоня́щихъ ду́шу мою́.

Боже хвалы моей! не премолчи,

ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;

отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;

за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;

воздают мне за добро злом, за любовь мою – ненавистью.

Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.

Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;

да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;

дети его да будут сиротами, и жена его – вдовою;

да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих;

да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;

да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;

да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;

да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;

да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,

за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;

возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него;

да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;

да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.

Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!

Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,

ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.

Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.

Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.

Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами [своими].

Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,

да познают, что это – Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.

Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.

Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.

И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его,

ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.

Толкования произведения Давида

Все богословы единодушно приписывают его авторство царю Давиду. Святые отцы с древности видели в песнопении два смысла:

  • исторический, связанный с конкретными событиями жизни прор. Давида;
  • пророческий, относящийся к временам Мессии, Его предательства, Распятия.

Появление текста соотносят с бедствиями, которым Давид многие годы подвергался со стороны Саула, первого иудейского государя.

Гонитель

Согрешив, Саул лишился благодати, так что лишение его царства стало только вопросом времени, о чем сказал ему великий пророк Самуил. Известно было очень многим также иное пророчество этого угодника Божия: о том, что сын Иессея, Давид, станет государем Израиля.

Со страхом наблюдал Саул исполнение предсказанного: рост популярности нареченного государя при том, что тот вовсе не стремился править, его постоянные удачи на войне. Вот почему Саул стремился уничтожить соперника, пусть даже видел, что идет против воли Божией. Не раз Давиду приходилось скрываться в пустыне, даже покидать страну. А иногда ярость Саула обрушивалась даже на неповинных людей.

Доик Идумеянин

Особенно страшным оказался следующий случай. В который раз уходя от Саула, Давид пришел в Номву к священнику Ахимелеху. К этому времени находившиеся с ним воины устали, даже ослабели от голода. К служителю Скинии Давид пришел за простой помощью – хотя бы в виде пищи. Библия указывает, что Ахимелех, хорошо знавший о том, каково отношение Саула к Давиду, «смутился». Но, наконец, пожалел невинно преследуемых – даже до того, что, не имея иной пищи, отдал им жертвенные хлебы (1 Цар. 21:1-6).

При этом поблизости стоял некто Доик из местности Идумея (южная часть царства Израиля), надзиратель над стадами Саула. Видя возможность выслужиться, он тут же о происшедшем сообщил царю, представив дело так, что Ахимелех сговаривается с опальным Давидом против государя.

Тогда Саул, ослепленный яростью, велел доносчику: «Ступай ты и умертви священников». Услужливый идумеянин сделал больше: « напал на священников, и умертвил в тот день восемьдесят пять мужей, носивших льняной ефод; и Номву, город священников, поразил мечом; и мужчин и женщин, и юношей и младенцев, и волов и ослов и овец поразил мечом» (1 Цар. 22:18-19).

Издатель «Толковой Библии» А. П. Лопухин и другие богословы полагают: именно это деяние вызвало боль и гнев Давида. Он готов был претерпевать гонения сам, но теперь невольно стал причиной гибели неповинных людей.

Иконография: Давид, пророк, царь. Датировки: XVI в. Вторая половина XVI в. 1560-е. Происхождение: из иконостаса собора Рождества Богоматери Антониева монастыря. Материал: дерево, темпера. Материал оклада: серебро. Размеры иконы:  высота 78,2 см, ширина 61,3 см. Поясное изображение пророка Давида со свитком в руке. НГОМЗ 2759. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Причем случилось это просто потому, что Саул потерял голову от ярости, а Доик «как можно лучше» старался исполнить его приказание, не имея ни благоговения к святыням, ни простой человеческой жалости, нападал на детей и женщин. Ведь для него было так важно сохранить благоволение царя, свою высокую должность, и, конечно, доходы.

Выбор, который так легко сделал Доик, часто совершают люди, приверженные материальному миру, его благам. А потому содержание псалма изначально было намного шире просто проклятий, произносимых от скорби сердца на слугу Саула. К сожалению, сделанное им необычно разве что особой жестокостью. Но не совершают ли того же многие, предавая ради собственных выгод?

Чуть более, чем через 1000 лет после горьких слов, сказанных Давидом, звучание 108-го приобрело новый смысл. Иудеи времен пришествия долгожданного Мессии, Господа Иисуса Христа, вдруг увидели, что 108-й едва не до деталей описывает не что иное, как предательство Иуды.

Под «устами грешного и устами льстивого» отчетливо угадываются иудейские первосвященники, восставшие на Бога, и Иуда, в глаза говоривший Спасителю о своей преданности, на деле же замышляющий предательство.

Он вполне подобен Доику, который присутствовал во время беседы Давида о священником, даже, может быть, сказал гонимому какие-то сочувственные слова.

Особенно страшными оказались произнесенные проклятия – Давид не просто говорил от скорби, но пророчествовал о будущем:

  • псалмопевец говорит о диаволе, который займет место Бога «одесную» (справа) предателя; о сатане, вошедшем в Иуду после Тайной Вечери, прямо пишет Евангелист Иоанн (Ин. 13:27);
  • молитва предателя вменяется ему во грех, как неискренняя; так Иуда, участвуя в праздновании Пасхи, последней в земной жизни Учителя, молился с другими Апостолами, но, по сути, лицемерно;
  • с буквальной точностью исполнились на нем также слова «да будут дние его мали», то есть да сократится его жизнь; оставивший Бога, после предания Христа на смерть Иуда впал в полное отчаяние и совершил самоубийство;
  • страшный грех предательства подвергает проклятию всю семью согрешившего вплоть до того, что «потребится от земли», то есть исчезнет их память.

При этом Святой Дух устами пророка говорит, что случившееся – последствия личного выбора человека, не знающего жалости к «нищему и убогому», скорбящему. Такой грешник «возлюбил клятву» (проклятие), которая станет для него «ризой», «вниде, яко вода, во утробу его, и яко елей в кости его». Все это совершенно удаляет от Бога, делает невозможным покаяние.

Пророческий смысл слов Давида был настолько очевиден первым христианам, что св. Петр буквально цитирует слова псалма после Вознесения Господня, когда ученики стоят перед необходимостью восполнить лик 12 Апостолов после отпадения и гибели Иуды:

«Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой» (Деян.1:16, 20)

Так, во исполнение слов пророка, состоялось избрание нового Апостола – Матфия.

Завершается моление твердой уверенностью в милости Божией к гонимому:

«И Ты Господи, Господи, сотвори со Мною имене ради Твоего. Избави Мя, яко нищ и убог есмь аз Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на Мя да постыдятся. Раб же Твой возвеселится».

Эти слова настолько контрастируют с началом, где Давид изливает свои обиду и скорбь, что трудно не думать о том, что псалмопевец получил от Господа явное уверение в том, что гонение на него прекратится. А спустя более 1000 лет христиане черпали в этих словах уверенность в победе Христа над миром.

Однако, существовало также иное понимание.

«Проклятие псалмами»

В истории Церкви известны случаи, когда человек, подобно Иуде, становился нераскаянным грешником. У греков XIII-XVII вв. существовал чин, называемый «Псалмокатара», или проклятие псалмами.

Его применяли в отношении упорных еретиков, а также скрывающихся от суда преступников, особенно убийц. В чине участвовали 7 иереев, поочередно читавших «на преступника» псалмы, предающие его Суду Божию, включая 108.

Русский церковный историк А.И.Алмазов (1912 г.) пишет, что это последование несло элементы явно языческих суеверий: совершающие его иереи использовали черные свечи, надевали облачение наизнанку.

При этом бытовало поверье, что проклинаемый Церковью «спустя несколько дней — и чернеет, и вспухает, и расседается, и подпадает гневу Божию». С XVIII в. эта практика постепенно прекращается.

Что до России, то этот крайне неоднозначный чин здесь не совершался.

Интересный фактИзвестен только один случай чтения 108-го «на врагов» русским архиереем. В 1663 г. патриарх Никон, уже удалившийся с кафедры, возмущенный тем, что у основанного им Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря отобрали часть земель, отслужил молебен «на обидчиков». Историк Церкви П.В.Знаменский пишет: «Никон, собрав братию в церковь и положив царскую жалованную грамоту о монастырских землях под крест, отслужил молебен и после него возглашал клятвенные слова из псалма 108 против обидящих».

Происшедшее стало одним из оснований предания патр. Никона суду церковного Собора 1666 г.

Таким образом, Церковь не приняла практики чтения 108 Псалма как заклинательного на врагов.

Опасность искушения для православного человека «читать на врагов»

К сожалению, многие духовно неопытные люди и сейчас воспринимают 108-й как едва ли не «заклинание» против враждебно настроенных людей, даже ищут отзывы в интернете и интересуются: где вставлять имена? По сути, псалом может превратиться в молитву о наказании обидчиков. Такое превратное понимание – прямое нарушение заповеди любви.

12Октября1847 годаСвт. Игнатий Брянчанинов в письме к одному иноку  писал: «И врагов нам повелено любить; и нарушение любви к ним есть нарушение заповеди, нарушение любви к ближнему».

К тому же, такой настрой приводит к тому, что сам молящийся впадает в осуждение врага. А значит – его молитва, подобно Иудиной, тоже вменяется во грех.

Когда и для чего читают?

И все же, по первому взгляду, псалом 108 содержит, говоря словами свт. Иоанна Златоуста, «слова страсти» ветхозаветного человека, воспитанного на принципах «око за око», «зуб за зуб».

Это столь явно не соответствует заповеди о любви к ненавидящим, обижающим, которая содержится в Евангелии, что вызывает смущение некоторых верующих – можно ли вообще читать 108-й?

Вот что говорит по поводу подобных сомнений протоиерей Андрей Ткачев:

«Есть среди просьб об избавлении у Иоанна Златоуста хорошая молитва: «Господи, избави мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи». Любопытно, что «человеки некоторые» поставлены на самое первое место потом только от бесов, от страстей и иные неподобныя вещи. Это удивительно прозорливо и точно. Бесы напрямую нам не вредят благодаря ангельскому охранению и сдерживающей деснице Божией Но они бросают помыслы, портят людям нравы и потом через злых людей действуют как хотят»

С учетом смысла 108-го, читать его можно и нужно:

  • при гонениях от начальствующих или вообще от врагов;
  • при нападениях страстей любого рода, вообще утрате душевного мира, унынии, отчаянии.

Пусть слова, сказанные псалмопевцем, горьки, а иногда жестоки, внимательное чтение 108-го говорит нам, что гневаться нужно не на людей, а на духов злобы.

Противостоя им, мы поймем и свои немощи. Осознание же их поможет нам действительно возлюбить врагов, подобно автору песнопения, царю Давиду.

Полезное видео

Слушать псалом 108 в исполнении братии Валаамского монастыря.

Наталья Сазонова

         Десять заповедей

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Благовещенский собор в Воронеже

Благовещенский собор Московского Кремля

Первая заповедь

Александр Невский: молитва благоверному князю

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии