Святой Иоанн Креститель

Иконография: Иоанн Предтеча, пророк и креститель Датировки: XVI в. Конец XVI XVII в.Иконописная школа или художественный центр: Псковская школа Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 59,5 см, ширина 44 см Оплечное изображение Иоанна Предтечи в милоти. Инв. № 1466. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Его жизнь в понимании человеческом, наверное, нельзя назвать счастливой. Осиротев младенцем, он почти не знал ласки родителей. При этом всю жизнь терпел нападки, скорби, наконец, принял и смерть от меча – просто потому, что не уставал возвещать волю Божию. Ибо в этом и был смысл его жизни.

Житие Иоанна Крестителя

О жизненном подвиге святого известно сразу из нескольких источников:

  • наиболее древними и достоверными считаются Евангелия Матфея, Марка, Луки, Иоанна; современные богословы обращают внимание на близость содержания свидетельств Евангелистов святом, потому предполагают, что источником сведений были, видимо, близкие ученики пророка;
  • существует также книга иудейского политика, историка Иосифа Флавия «Иудейские древности», где упоминается проповедь Иоанна;
  • наконец, есть данные о пророке в текстах разного рода иудейских сект, однако современные авторы признают их основанными на фактах, излагаемых Евангелистами, то есть как бы вторичными по отношению к рассказам христиан об Иоанне.

Общепризнано: пророк родится в священнической семье. Св. Лука называет его отцом Захарию, «священника из Авиевой чреды» (Лк. 1:5).

Согласно идущей от прор. Моисея традиции, служителями храма становились потомки первосвященника Аарона, который имел двух оставивших потомство сыновей, Елеазара и Ифамара. Ко времени царя Давида, который упорядочил иудейское богослужение, число этих потомков было уже весьма велико, так что совершение Божественной службы всем вместе было бы очень затруднено. Тогда св. Давид обратил внимание, что священнических семей из потомков Елеазара было 16, а Ифамара – 8. Так возникло 24 «чреды» для совершения Божественной службы: каждой из них было выделено время служения «от субботы до субботы». Чреда Авия была восьмой по счету.

Интересный фактСуществует также мнение, что какое-то время Захария мог быть первосвященником. Об этом говорит апокриф, «Протоевангелие Иакова», относящееся, видимо, ко 2 пол. II в., таким образом, не принадлежащее ко временам Апостолов. Неизвестный автор говорит, что приведенную к храму родителями девочку Мириам, будущую Богородицу, встречал именно он.

Несмотря на апокрифический характер, произведение является основой празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. А вопрос о том, был ли Захария первосвященником, можно считать открытым.

Мать святого звали так же, как когда-то супругу великого Аарона – Елисавета. Как муж, она происходила из потомков этого иудейского первосвященника. Св. Лука говорит о том, что мать Крестителя была родственницей Пресвятой Богородицы. Признавая это, современные церковные историки затрудняются, однако, установить степень этого родства.

Когда родился Иоанн

Обстоятельства рождения святого подробнее всех описал св. Лука. Согласно его Евангелию, оно случилось «во дни Ирода, царя Иудейского». При этом Евангелист уделяет внимание не столько точному времени рождения пророка, сколько чудесным обстоятельствам, его сопровождавшим. Он указывает на «неплодство» прав. Елисаветы, по причине которого супруги дожили до старости, не имея детей.

Однако во время служения Захарии, когда он совершал каждение фимиамом, ему было явление самого Архангела Гавриила, возвестившего о практически невероятном: рождении у него сына. При этом Архангел пророчествовал об особой миссии будущего ребенка, говоря о «духе и силе Илии», который почиет на нем, прикровенно указывая на то что Иоанн – имя его также наречено Ангелом – будет пророком грядущего Мессии.

Несмотря на явление Ангела, св. Захария усомнился в самой возможности рождения «сына старости», к тому же у вполне «обычного» человека, которым он, видимо, себя почитал. Тогда знамением того, что сказанное сбудется, стала внезапная немота иерея, которая продолжалась до самого рождения св. Иоанна.

Что же касается года его появления на свет, то его позднейшие библеисты не раз пытались высчитать. Существует несколько точек зрения по этому вопросу:

  • соотнесение данных о Крестителе с датой Рождества Христова; по Евангелию, Иоанн родился на полгода раньше Господа; при этом царь Ирод, при правлении которого пришли в мир как Иоанн, так и Иисус, умер в 4 г. до н.э., а перепись, во время которой произошло Рождество Христово, согласно документам, происходила в 7 г. до н.э.
  • вычисление даты рождения Предтечи по времени совершения служб священниками – потомками Авия; при этом нет точных данных, менялись ли чреды священников непрерывно, либо каждый новый год по иудейскому календарю отсчет очередности служб начинался заново; поэтому те, кто пытается определить время рождения Иоанна по этому методу, получают разные даты. Это могли быть апрель или май 7 г. до н.э., либо начало августа 6 г. до н.э.

Интересный фактВозникает закономерный вопрос, почему, если Христос родился с 7 по 4 г. до н.э., этот год не считается первым годом «нашей эры», или, по церковной терминологии «от Рождества Христова»? Расхождение берет начало с VI в., когда аббат из Рима Дионисий Малый (канонизирован Русской Церковью с 2018 г.), составляя таблицы празднования Пасхи, предложил систему счета лет «от Рождества Христова», приняв, что Господь родился в 746 году от основания Рима. Впоследствии, когда летоисчисление уже принял весь христианский мир, выяснилось: Дионисий определил дату Рождения Спасителя как минимум на 5 лет позже настоящей. Таким образом, рождение как Господа, так и Иоанна Крестителя действительно приходится на годы, по общепринятому сейчас летоисчислению известные как время «до нашей эры».

Что же касается известной даты празднования Рождества св. Иоанна – 24 июня (7 июля н.ст.), то она известна с первых веков Церкви, а установлена на основании свидетельства ап. Луки о том, что св. Иоанн родился на 6 месяцев раньше Господа.

Таковым называют селение Айн-Карем, отстоящее примерно на 7 км от Иерусалима. Здесь, видимо, был дом родителей святого. С первых веков Церкви здесь существовали церкви праведных его родителей, а также самого св. Иоанна.

С 1871 г. в селении действует Казанский Горненский женский монастырь, где сейчас 60 русских монахинь. Обитель хранит святыни, связанные с пророком:

  • один из столбов из дома родителей пророка;
  • камень, с которого обращался к народу их сын;
  • источник, из которого брала воду Богородица, когда три месяца жила у своей родственницы.

Интересный факт12 апреля здесь отмечают праздник, не обозначенный Святцами: это «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов». Он установлен указом Св. Синода от 5 августа 1883 г. на основании прошения тогдашнего главы Русской духовной миссии на Святой Земле, архим. Антонина (Капустина).

Накануне празднования икона Благовещения торжественно переносится из собора Св. Троицы Иерусалима в Айн-Карем, где, облаченная подобием мантии игумении голубого цвета, пребывает на месте настоятельницы ровно три месяца – столько, сколько жила у Елисаветы Мария.

Св. Иоанн Предтеча с житием в 16 клеймах.

Последнее свидетельство св. Луки о детских годах св. Иоанна – рассказ о совершенном над ним традиционном иудейском обрезании, а также наречении имени, некогда данном Ангелом. Св. Лука особо указывает на то, что в роду Захарии не было мужчин таким именем, но священник, верный воле Божией, требует назвать младенца именно так, причем с ним согласна и супруга, тоже движимая Духом. Непосредственно по наречении имени мальчику, как говорит Евангелист, язык Захарии разрешился, и его первыми словами стало пророчество о сыне:

«Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех, ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.

И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лк. 1:68-76)

Св. Лука более почти ничего не говорит о дальнейшей жизни Иоанна. Лишь то, что он «возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк.1:80).

Некоторый свет на дальнейшие события проливают апокрифические произведения, прежде всего – «Протоевангелие Иакова». Созданное существенно позже эпохи, когда жили Апостолы, оно, однако, по-видимому сохранило древнее предание о том, как Иоанн стал «пустынным жителем и телеси Ангелом». Вот что говорит этот источник.

После Рождения Христа царь Ирод Великий воспринял появление «родившегося царя Иудейского» как вызов своему правлению. Дабы уничтожить соперника, личность которого была ему, однако, не известна, велел убить всех младенцев Вифлеема «от двух лет и ниже».

Тогда же воины пришли к Захарии, совершавшему служение в храме. Хотя сам священник не имел отношения к Вифлеему, где, по пророчеству, родился Царь Иудейский, обстоятельства рождения Иоанна были хорошо известны многим. Они давали основания Ироду подозревать, что ребенок и есть тот самый ожидаемый Мессия. Захария был тверд: он не выдал места нахождения сына, за что был убит «между жертвенником и храмом».

Сам Господь сравнивает убийство отца Предтечи с «кровью Авеля» (Лк.11:51), говоря, что она обязательно «взыщется от рода сего».

Тем временем Елисавета, узнав о событиях в Иерусалиме, и, конечно, хорошо понимая, что угрожает сыну, ушла вместе с Иоанном в пустыню. Удалиться от Айн-Карема далеко она не успела: вскоре ее настигла погоня. Тогда, согласно преданию, она с глубокой верой обратилась к стоявшей здесь скале: «Гора Божия! Прими мать с сыном!». Внезапно камень расселся, и образовалось углубление, закрывшееся за Елисаветой и Иоанном. Воины их не нашли.

Но что же дальше? Возвращаться домой было крайне опасно – Елисавету продолжали искать. Видимо, положившись на волю Божию, она осталась в уединенной пещере. Предание утверждает, что престарелая мать пророка, скорбящая к тому же о потере любимого супруга, не долго прожила с сыном, вскоре скончалась. Дальнейшая жизнь святого уже не отражена преданием вовсе. Иногда апокрифы намекают на участие Ангелов в его возрастании, телесном и духовном, что, подобно ранее жившей при храме Пресвятой Богородице, Иоанн получал небесный хлеб из их рук.

Некоторые же современные историки полагают, что осиротевшего мальчика могли взять на воспитание ессеи, одна из аскетически настроенных общин, стремившихся к жизни по Закону, для этого удалявшихся от людей. Однако факт нахождения Иоанна в этой, по сути, иудейской секте, не подтвержден, а его дальнейшая проповедь никак не отражает учение ессеев, которое содержало ряд еретических уклонений (например, представление о предсуществовании душ, другие).

Евангелисты указывают на крайний аскетизм Иоанна. По их словам:

  • он облачался «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» (Мф. 3:4; Км. 1: 6);
  • его пищей были «акриды и дикий мед»; под «акридами» большинство современных церковных историков понимают пустынную саранчу, которую действительно было принято употреблять на Востоке; так понимали подвиги святого монахи первых веков, как подражание Иоанну также употреблявшие акрид; смысл указания Евангелистов сводится, очевидно, к тому, что Иоанн питался той пищей, какую можно найти в пустыне, полностью полагаясь на волю Божию.

В христианской традиции II в. существовало также понимание акрид как некой растительной пищи, которое, однако, не находит подтверждения источниками.

Несомненно одно: в уединенной пустыни Иоанн стал истинным исполнителем воли Божией.

Вот как описывает ее начало св. Лука:

«В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк.3:1).

Место проповеди

Евангелисты говорят о нахождении Иоанна в «Иудейской пустыне» (Мф.3:1), как обыкновенно именовали области близ Мертвого моря, возникшего некогда на месте уничтоженных гневом Божиим городов Содома и Гоморры. Эта безлюдная местность, конечно, располагала отшельника к сугубому покаянию, молитве. Однако св. Матфей говорит о том, что Иоанн проповедовал также на Иордане.

Современные же авторы обращают внимание на то, что к нему приходили мытари (сборщики налогов для Римской власти, хотя речь может идти также о чиновниках, собиравших не подати, а пошлины на таможне) и «воины», видимо, охранявшие границу Иудеи. Поэтому существует мнение, что проповедь Иоанна началась на границе между Иудеей и Переей – областью, которой правил Ирод Антипа, что объясняет присутствие среди приходящих к нему множества представителей Римской власти.

Интересный фактНекоторые современные историки полагают: место проповеди избрано Иоанном не просто на границе Иудеи, но именно там, где некогда евреи вошли на Землю Обетованную после 40-летнего странствования по пустыне.

Все современники выделяют две составляющие проповеди:

  • «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк .1:4; Лк. 3:3);
  • пророчество о приблизившемся уже явлении обетованного Мессии.

Славянское слово с корнем «крест» возникло при переводе Евангелия свв. Кириллом и Мефодием с греческого языка. Оно подчеркивает:

  • связь «Иоаннова крещения» с будущим христианским таинством;
  • жертвенность, крестный путь Самого Спасителя.

Однако, это уже – плод позднейшего богословского осмысления совершившегося. В греческом же языке именование Крестителя буквально звучит как «ὁ βαπτιστής» («о ваптистис»), или «Погружающий», причем имеется ввиду именно омовение как ритуал, освобождающий от греха, символом чего является вода. В этом был смысл «Иоаннова крещения», причем совершенно новым для иудаизма была предварительная исповедь грехов. Ведь до Иоанна практики омовения у иудеев были тесно связаны с ритуальным очищением перед совершением жертвоприношения и не предполагали покаяния.

По-видимому, пришедшему для омовения Иоанн сначала предлагал покаяться за свои немощи, падения, а лишь затем погружал его в воды Иордана. Совершение такого «погружения покаяния» на границе Иудеи могло символизировать как бы новый исход израильтян из греховной жизни к житию по Богу, к новому миру, который наступит по приходе Мессии.

Апостол Павел говорил о том, что Иоанн учил всех грядущих к нему вере «в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» (Деян. 19:4). Кто же Он? С одной стороны, Иоанн определенно указывает: Мессия – человек («Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» (Ин.1:26)). С другой – столь же ясно говорит о том, что величие этого Человека столь невероятно, что сам Иоанн не достоин быть даже последним из Его слуг: «Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1:7). К тому же иудеям от Его руки предстоит новое, небывалое крещение – не водой, но Духом.

Иудеи того времени действительно ожидали Мессию как Человека, царя, истинного первосвященника. Поэтому им было понятно указание на «Стоящего среди них», но приписывание Ему Божественного достоинства, видимо, смущало. Ведь Бог велик, думать, что Творец Вселенной может стать человеком – по мнению иудеев, глубоко оскорбительно для Божества. Хорошо знавший Закон Иоанн наверняка знал об этом воззрении. Не смущали ли его самого слова, которые он не мог не говорить, подчиняясь прямой воле Божией? Возможно.

У Евангелистов есть эпизод, когда уже арестованный за свою проповедь Иоанн посылает к Иисусу учеников с вопросом: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11:3).

Современный богослов А.А.Ткаченко, преподаватель Московской Духовной Академии пишет, что «последовавшие за арестом сомнения Иоанна Предтечи, (или только его учеников) относительно мессианства Иисуса можно объяснить тем, что Иоанн Предтеча не имел полного откровения, каким будет Мессия. Во всяком случае Иоанн Предтеча, вероятно, ожидал от Мессии немедленного начала эсхатологического Суда».

Богоявление (Крещение Господне)
Конец XVI в.
Дерево, левкас, темпера
Высота 30 см, ширина 25,5 см
Самарский областной художественный музей

Вершиной проповеди святого стал приход на Иордан Самого Иисуса, которого пророк ожидал согласно бывшему ему откровению. Более того, по его словам, «для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».

Сам святой говорил: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин.1:31). Именно так все случилось. Даже до погружения Его в воды священной реки Иоанн почувствовал, Кто пришел смиренно просить «крещения покаяния». Отсюда его слова: «Мне надобно креститься от Тебя, и ты ли приходишь ко мне?» (Ин.3:14). Но воля Божия, Его правда свершается, даже если она непонятна человеку. Божественность Мессии подтвердило явление Духа Святого «в телесном виде» подобно голубю (Лк.3:22) и глас Бога Отца, указующий на Сыновство Христа.

Евангелисты, однако, прямо указывают, что видение это имел во время Крещения лишь Иоанн, тогда как другие, пришедшие к Иордану, ничего не заметили, кроме того, что Иисус вышел из воды «сразу» по крещении, без исповеди грехов, как другие. Ему предстояла проповедь среди неверующего мира, людям – долгий путь к Богу.

По приходе Мессии пророк все чаще говорил, что его земная миссия уже исполнена, Иисусу «должно расти, а мне умаляться». Изначально Иоанн, видимо, вообще не стремился создать какую-либо общину из своих последователей, не имея на то указания Божия. Хотя поселившиеся с ним, судя по всему, сознавали себя общностью, по примеру своего равви постились, молились, Иоанн никогда не стремился удержать их при себе:

  • по крайней мере двоим из своих учеников он прямо указывает на «Агнца Божия», без тени ревности, какая случается между духовными лидерами, отправляет их к Христу, практически передает Ему; это будущие Апостолы Андрей Первозванный и Иоанн Богослов;
  • возможно, еще одной такой попыткой передать Господу своих учеников стало то, что, уже будучи под арестом, Иоанн посылает ко Христу несколько своих последователей; однако Евангелисты не говорят, что вопрошавшие «Ты ли Тот, Который должен прийти?» остались с Христом; они удалились, видимо, имея некоторую зависть, ревность к Иисусу из Назарета;
  • Деяния Апостолов называют также крещенного Иоанном иудея Аполлоса, который позже также принадлежал к лику Апостолов, однако начал свою проповедь, говоря только о «крещении покаяния» (Деян. 18:24-28);
  • они же упоминают небольшую общину учеников пророка, также «даже не слыхавших, есть ли Дух Святый» (Деян.19:1-7), несмотря на проповедь Апостолов, известную тогда уже многим.

Итак, немногие из учеников Иоанновых вошли в Апостольский лик, обращение их к Христу относится уже ко временам по Его Воскресении.

Иудейский государь, упоминаемый в связи с Иоанном – Ирод Антипа, сын царя, некогда избившего младенцев Вифлеема. Существует две версии конфликта подвижника с этим правителем:

  • первую из них излагает Иосиф Флавий; по его мнению, причиной противостояния стал высокий авторитет Иоанна; ведь он «убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения»; такая популярность, очевидно, испугала правителя, и он арестовал, а затем убил праведника:
  • Евангелисты считают, что причиной ареста, а затем казни пророка, стали его обличения царя, в нарушение Закона женившегося на супруге брата; при этом сам правитель, видимо, арестовал пророка, поддавшись давлению супруги, Иродиады, у которой обличения вызывали ярость (Лк. 3:19).

Как Флавий, так и авторы Евангелий едины, говоря о том, что пророк убит по приказанию Ирода. Свв. Марк и Матфей указывают, что это было сделано под давлением Иродиады и ее дочери (от первого брака), которая на пиру, после пляски перед гостями, как награду потребовала от отчима «голову Иоанна Крестителя». Связанный публичной клятвой, царь, хотя внутренне противился этому, все же послал воинов для казни пророка.

Так погиб тот, кто возвестил миру пришествие Спасителя.

Протоиерей Игорь Перекуп в статье на сайте «Православие и мир» 10 сентября 2012 г. пишет об этом:

«Стать жертвой придворной интрижки?!.. Быть обезглавленным по причине легкомыслия подвыпившего царя, бездумно давшего безумное обещание, и по тщеславию не посмевшего отказаться? Попасть во власть какой-то глупой, жестокой девчонки, разгорячившей своим танцем кровь Ирода? Умереть и даже по смерти подвергнуться надругательству торжествующей злодейки – ее матери? – как это все… мелко! Как это все, на первый взгляд, несопоставимо с его служением… После такой славы, такого непререкаемого авторитета (фарисеи боялись, что народ их побьет камнями, если они скажут, что крещение Иоанново было от людей, а не с небес (Лк. 30 – 33)), и такая нелепая смерть!

Да, именно так. Только не смерть его нелепа, а мы… Нет, не смерть его нелепа, а наша жизнь с ее предпочтениями, пристрастиями, страхами. Вся абсурдность ситуации, когда жизнь и смерть пророка зависят не столько от царя, сколько от тех, кто умеет им манипулировать, играя на самых примитивных его чувствах и слабостях – это обличение абсурдности нашей жизни, нас с вами».

Пройдет немного времени, и иудеи потребуют уже распятия обетованного Мессии.

Евангелисты донесли до нас не очень многое из сказанного Христом о Своем Предтече:

  • Господь не раз утверждал, что Иоанн – намного больше, чем просто пророк (хотя служение это и так весьма велико!); ведь «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк.16:16);
  • в то же время проповедь Иоанна – своего рода рубеж, граница Ветхого и Нового Завета Бога с человечеством; а потому хотя Иоанн – больший из всех «рожденных женами», но «меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф.11:11).

Некоторые современные пастыри говорят о том, что смерть Иоанна была, возможно, нарушением Божиих планов об этом уникальном человеке.

Например, свящ. Константин Камышанов обращает внимание на рассказ Евангелиста о реакции Христа на смерть пророка: «И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком» (Мф.14:13). О. Константин пишет: «Очевидно, что Христос потрясен известием о смерти лучшего человека мира. Потрясен настолько, что у Него не хватает сил остаться с народом и учениками. Он идет в пустыню и, общаясь с Богом Отцом, восполняет силы, израсходованные на горе Кто терял друзей, может представить, что такое подобная нелепая смерть. Но здесь больше. Иоанн был Христу не просто друг, как Лазарь, не просто со-таинник, — сын Захарии был еще и сыном Бога. Кто терял детей в цвете лет, в великолепии их молодости, цветения и плодоносия, тот с ужасом может представить то, как внезапно хочется побыть одному со своим потрясшим горем»

Три обретения главы

Считается, что Иоанн был убит в тюрьме крепости Махерон, близ Мертвого моря. Ученики смогли перенести его тело в город Севастию, столицу Самарии, спасая от поругания. А вот глава осталась у Иродиады. Озлобленная женщина исколола иглой язык пророка, а затем зарыла голову на нечистом месте. Впрочем, для нее и Ирода принципиально было еще погребение ее отдельно от тела: оба боялись, что угодник Божий воскреснет. Но уничтожить святыню не удалось.

  • Ее первое обретение произошло по одним данным – в Севастии, по другим – на Елеонской горе Иерусалима; по-видимому, почитателям святого впоследствии удалось выкрасть главу у нечестивой царицы. По прекращении гонений на христиан, при имп. Константине Великом, святыня была явлена сначала двум пришедшим в Иерусалим паломникам-инокам, а затем, когда они проявили нерадение, св. Иоанн благоволил явиться некоему горшечнику из города Эмес, и реликвия осталась у него. Впоследствии она попала к монаху, бывшему арианином, который зарыл ее в пещере.
  • Второе явление относится к 24 февраля 452 г. (ст.ст.), в пещере существовал уже православный монастырь. Главу нашел игумен, Маркелл. Так как первое обретение святыни двумя иноками случилось также в феврале (год точно не известен), 8 или 9 марта н.ст. (в зависимости от того, является ли год високосным) празднуются оба обретения главы св. Иоанна.
  • Третий раз святыня стала достоянием христиан в IX в. Во время иконоборческих гонений, когда уничтожались не только иконы, но также мощи угодников Божиих, святыню кто-то увез из Византийской столицы, по некоторым данным, в Команы, но после следы ее затерялись. Вернуть ее удалось около 850 г. Предание говорит, что этому событию предшествовало прямое Божественное указание о месте нахождения святыни, последовавшее патриарху Игнатию во время молитвы. Память этого события отмечается 7 июня н.ст.

Где сейчас находятся мощи, десница и глава святого

Тело пророка, похороненное в Севастии, подверглось поруганию при имп. Юлиане Отступнике (361-363 гг.). Восстанавливая почитание языческих богов, он ополчился на христианские святыни. Могила св. Иоанна была вскрыта, честные останки сожжены. Отдельные оставшиеся частицы мощей после этого переносились в Антиохию, Александрию. После гибели имп. Юлиана восстановили гробницу пророка, возникла также версия о том, что язычники сожгли не его тело, реликвию успели заменить. Но если даже это так, честные останки с тех пор утеряны. Однако, в целости сохранились левая рука и десница святого, которые были отделены от его тела задолго до поругания могилы.

  • В документах XIV в. говорится о монастыре св. Иоанна на Иордане, хранящем левую руку пророка. Позже святыня оказалась во Франции, ныне пребывает в кафедральном храме г. Перпиньяна.
  • Правая рука св. Иоанна перенесена ап. Лукой на свою родину, в Антиохию, еще с I в. Позже святыня оказалась в Византии. Константинополь был единственным местом, где Крещенскую воду освящали, погружая в нее не крест, а десницу Предтечи. По завоевании города турками (1453) рука святого какое-то время находилась у султана, позже была передана им христианам, оказалась у рыцарей Мальтийского ордена. Когда же магистром ордена стал Российский император Павел I, святыню передали ему в дар. В Петербурге она находилась до 1917 г., после чего попала за границу. Ныне правая рука Предтечи – в Сербии, в Цетинском монастыре. В 2006 г. она посетила Россию, Белоруссию и Украину.

Что же касается главы святого, то после ее третьего обретения ее разделили по одним данным на 2, по другим – на 7 частей, они были розданы по разным монастырям и храмам империи. По завоевании Константинополя один из фрагментов (лик) попал на Запад, другие частицы сохраняются во Франции, Иерусалиме, на Афоне.

Обруч Иоанна Предтечи

Удивительная святыня, не имеющая древнего происхождения, но прославленная, хранится в обители св. Иоанна близ Московского Кремля. Это металлический обруч, предположительно сделанный в XVI в., на котором написана краткая молитва святому. Еще несколько столетий назад он прославился множеством исцелений. Монахиня обители Феонилла (Харченко) говорит, что ныне «этот обруч – память о мученическом венце Предтечи – возлагают на голову и читают молитву святому. И люди ощущают огромную помощь в покаянии». Благочестивое предание говорит, что обруч – точная мера главы св. Иоанна, но оно, конечно, документально не подтверждено. А вот случаи помощи пророка – бесчисленны.

Как изображают на иконах

Иоанн Предтеча. Синай, монастырь св. Екатерины.

Древнейший образ пророка, относящийся к первым векам Церкви – на Синае, в монастыре св. Екатерины. Он изображает святого во власянице, со свитком с надписью: «Се Агнец Божий» Эта икона определила характер изображения святого в дальнейшем: так он выглядит в иконостасах храмов – его образ стал обязательным элементом так называемого «Деисуса» – и на фресках.

Кроме того, существуют иконы, представляющие пророка:

  • при начале его служения в пустыне (традиция Византии);
  • как «телеси Ангела», где пророк представлен с крыльями (такие иконы особенно распространились в России с XIV в.);
  • держащим блюдо с отсеченной главой;
  • с Агнцем в образе Младенца, лежащего в Чаше Причастия.

В чем помогает молитва святому

Святые, прославленные у Господа, как при земной жизни – живые личности, со своей индивидуальностью. Существует множество свидетельств о том, что св. Иоанн особенно благоволит к аскетам, подвижникам, инокам. Многие из пытавшихся обратиться к нему за помощью в чисто житейских, особенно материальных нуждах, либо не получали ответа, либо он оказывался совершенно иным, нежели тот, на который рассчитывали.

Впрочем, известны также:

  • множество случаев исцелений от болезней;
  • примеры помощи святого при борьбе с грехами, страстями;
  • случаи его поддержки тем, кто хочет начать духовную жизнь, укрепить веру.

Все праздники в честь Пророка

В течение года особые службы святому совершаются 7 раз:

  • 6 октября – Зачатие;
  • Собор св. Иоанна на другой день по Крещении, 20 января;
  • 8 или 9 марта, 7 июня празднуется троекратное обретение главы пророка;
  • 7 июля – Рождество св. Иоанна;
  • 11 сентября – Усечение его главы.

Жертвенное служение Богу, которое было смыслом его жизни, продолжается и сейчас. Стоит лишь встретиться глазами с его строгим ликом на иконе – и точно разрывается ткань времени, как бы слышатся его слова, уверяющие в реальности Вечного: «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное!»

Наталья Сазонова

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 

Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Что происходит с душой после смерти

Святой князь Александр Невский

Легендарный орден Андрея Первозванного

Святой Пророк Самуи

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии