Троице-Сергиева Лавра: история и современная жизнь

Свято-Троицкая Сергиева лавра 

 

Кажется, эти врата не закрываются никогда. Непрерывный поток паломников, экскурсионные группы, и, конечно, никогда не кончающаяся очередь к главной святыне – мощам прп. Сергия. Такой предстает приехавшему сюда эта обитель, духовное сердце страны. 

Где находится монастырь и как добраться паломнику

Монастырь расположен в Сергиевом Посаде Московской области.

Интересный фактСергиев Посад, поселение, возникшее близ лавры, стало городом с XVIII в. С 1930 г. это Загорск, названный в честь революционера Владимира Загорского. С 23 сентября 1991 г. на карте вновь появилось историческое название города. 

Добраться сюда можно: 

  • электричкой от Ярославского вокзала столицы; поезда отходят примерно каждый час, время пути составляет примерно полтора часа, если электропоезд следует со всеми остановками; существуют также скоростные поезда, которые преодолевают расстояние за меньшее время; 

Примерно на половине пути паломника встречает станция «Радонеж», которая находится в 55 км от Москвы. Это действительно «тот самый» Радонеж, где некогда жили родители прп. Сергия, но само село находится примерно за 8 км от станции, причем транспортного сообщения с ней не имеет. Поэтому принимать спонтанное решение посетить родину прп. Сергия не стоит – это, по сути, отдельный паломнический маршрут. 

  • от станции метро «ВДНХ» примерно каждые 20 минут ходит маршрутный автобус до Посада; он доезжает до места примерно за 1 час. 

Главные святыни Лавры 

Эта земля за столетия освящена подвигами множества иноков, благодатью святости. 

Главная из святынь – мощи преподобного Сергия Радонежского. Пред ними непрерывно служатся молебны. Кроме того, в Троицком соборе пребывают честные останки прп. Никона – для них создан небольшой придел. 

Кроме того, здесь можно поклониться Богородичным иконам Черниговской и Тихвинской. 

Среди других почитаемых святынь: 

  • мощи прпп. Михея, ученика св. Сергия и свидетеля явления ему Пречистой Девы, и Максима Грека; им можно поклониться в Духовской церкви; 
  • икона свт. Николая (церковь прп. Сергия при Трапезной палате); 
  • образ вмч. Димитрия Солунского, икона с корабля «Димитрий Донской» попавшая в лавру после русско-японской войны; само судно тогда погибло; 
  • колодец, некогда изведенный из земли самим преподобным на Пятницком подворье лавры рядом с ней; 

Святой источник на соборной площади

  • Успенский источник на соборной площади; он забил в XVII в.; от воды сразу получил исцеление слепой монах. 

Храмы и соборы монастыря 

Сейчас Троице-Сергиева лавра – это 9 церквей: 

  • древнейшая из них – Троицкий собор; строительство его завершено в XV в.; к нему примыкает церковь прп. Никона; 

Приезжающие паломники рассказывают о непередаваемом впечатлении, которое производит этот храм, духовное сердце обители. Вот как говорит об этом р.Б. Владимир: «Храм не просто «намоленный», как говорится, а более того Ты погружаешься в эти одновременно теплые, строгие и торжественные волны, что очищают и возносят душу…, с неё начинают спадать тяжкие оковы сознания, и ты стоишь потрясенный и, по-хорошему, обескураженный, и именно в эти мгновения тебя начинает заливать всеобъемлющая золотистая чистая, искристая и сверкающая энергия благодати…» 

  • построенный повелением Ивана IV Успенский собор, считающийся «летним»; роспись храма сделана спустя практически 100 лет после окончания строительства, в конце XVII в., иконописцами из Ярославля; при храме построена усыпальница рода Годуновых; в крипте собора – могилы патриархов Алексия I, Пимена; 
  • надвратный храм Рождества св. Иоанна Предтечи (XVII в.); 
  • к XV в. относится Церковь Сошествия Св. Духа; она находится там, где была первая монастырская церковь св. Троицы; это уникальный для своего времени храм «иже под колоколы»: звонница расположена непосредственно над нефом, где собираются молящиеся; сами колокола раскачивали с земли, прикрепив специальные веревки; 
  • так называемая «больничная церковь» прпп. Зосимы и Савватия Соловецких; это единственный шатровый храм лавры; его посвящение связано с монастырским келарем начала XVII в., Александром, пострижеником Соловецкой обители; восстанавливая Сергиев после потрясений Смутного времени, он пожелал построить храм любимых святых; 
  • церковь прп. Сергия при Трапезной; сам храм построен в 1680-е гг., архитектурный стиль относят к так называемому «нарышкинскому барокко»; его отличительная черта – нарядность, декоративность; 
  • два небольших храма известны с XVIII в.: это церковь Явления Пресвятой Богородицы прп. Сергию над гробницей прп. Михея, и храм Смоленской иконы Богородицы, чтимая икона которой находится на восточной стене церкви, снаружи. 

Колокольня 

Вид на колокольню

Она привлекает внимание паломника сразу при входе – нарядное здание барочного стиля появилось  с 1770 г. Первоначальный проект предполагал среднюю высоту, но позже был изменен: ныне высота колокольни 88 м, что на 6 м выше знаменитого Ивана Великого. По замыслу Елизаветы Петровны, столь высокая колокольня символизировала статус особо почитаемой обители. 

Скиты 

Это – места уединенного подвижничества монахов. Обычно сюда запрещен, либо сильно ограничен вход мирянам. Сейчас при лавре действует четыре скита: 

  • Гефсиманский; он существует с 1844 г. примерно в 6 км от лавры; его главная святыня – Черниговская икона Богородицы; скит не только открыт для паломников, но несет даже социальное служение: например, при нем работает детская воскресная школа; 
  • Параклит, который находится близ Гефсиманского; он также действует с середины XIX в., закрывался во время гонений советских лет, возрожден с 1990-х; подвизается здесь только несколько монахов, но идут ежедневные богослужения, на которые могут приезжать миряне; 
  • Покровский; он находится в с. Сабурово, еще с XVII в. принадлежавшем обители; скит образовался с начала 1990-х, когда несколько монахов занялись возрождением местного храма, поселившись рядом; 
  • Сергиевский в с. Благовещенье; первоначально, с конца 1980-х, здесь было подсобное хозяйство медленно возрождающейся лавры; ныне это скит с примерно 20 насельниками, живущий по Афонскому уставу; миряне допускаются на службы, включая ночные, которые начинаются около 2 ч. 

Монастырские подворья 

Подворья монастырей обычно возникают, когда по тем или иным причинам некоторым монахам приходится длительно исполнять послушания вне стен обители. Издавна подворья были у Сергиевой обители, есть они и сейчас – всего их 18, причем основная часть находится в Московской области. 

Кроме того, есть подворья: 

  • Московское, которым является храм св. Троицы на 2 Троицком переулке столицы; 
  • «Куликово поле» Тульской области; оно построено на территории музея знаменитого сражения; 
  • Черниговское в Геленджике. 

Интересный фактУникален женский Успенский скит-подворье Тульской области, созданный монахинями, духовными дочерьми известного лаврского старца, архим. Наума. 

Святые, подвизавшиеся в обители

Эта земля помнит не только прп. Сергия, до наших дней незримо окормляющего свою обитель. Среди множества подвизавшихся здесь: 

  • прп. Никон Радонежский, преемник прп. Сергия на игуменстве; 
  • митрополит Иоасаф, восприемник от купели будущего царя Ивана IV, игумен монастыря с 1529 г.; позже он стал митрополитом в сложное время придворной борьбы первых лет царствования своего крестника, не раз ходатайствовал за несправедливо обиженных, наконец, низложенный, окончил жизнь там, где некогда настоятельствовал;
  • прп. Дионисий, не только подвижник, но деятельный помощник ополчения Минина и Пожарского, освобождавшего Москву от польских интервентов (1612). 

История сохранила слова, сказанные преподобным Дионисием как напутствие воинам самого основателя монастыря: «Бог с вами и великий чюдотворец Сергий на помощь постояти и пострадати вам за истинную, за православную християнскую веру». 

  • св. Максим Грек, несправедливо претерпевший 20-летнее заключение, последние годы жизни провел на покое в монастыре, где скончался (1556 г.); 
  • священноархимандритом обители был свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский (1 пол. XIX в.); его трудами построен Гефсиманский скит при лавре; 
  • свт. Иннокентий (Вениаминов), в свое время первый епископ Америки, стал преемником по кафедре свт. Филарета; ныне его мощам можно поклониться в Успенском соборе монастыря; 
  • жил на покое здесь также свт. Макарий (Невский), митрополит Московский; его погребли в крипте Успенского собора; ныне чудотворные мощи святителя находятся в Горно-Алтайске, где в XIX в. владыка возглавлял Духовную миссию, а часть мощей – в Томске, где он был архиепископом; 
  • множество святых – новомучеников – дало Церкви последнее дореволюционное «поколение» лаврских монахов; многие из них приняли кончину от рук безбожников; лик этих святых по праву возглавляет архим. Кронид (Любимов), последний настоятель монастыря начала XX в. 

Известные духовные наставники наших дней 

Среди нынешних учеников преподобного немало духовников, попасть к которым стремились и стремятся паломники: 

  • архим. Кирилл (Павлов) (1919-2017 гг.); только произнесенные им проповеди составляют несколько объемистых томов; долгое время он также был братским духовником; ему же исповедовались три патриарха – Алексий I, Пимен, Алексий II; 
  • архим. Наум (Байбородин) (1927-1917 гг.), также бывший братским духовником; 
  • сейчас духовно руководит Троицкими иноками архим. Варфоломей (Калугин). 

Отчитки

 

Чин изгнания духов нечистых появился в Русской Церкви только во 2 пол. XVII в., после богослужебных реформ Патриарха Никона. Считается, что он заимствован у католиков митр. Киевским, свт. Петром Могилой, а затем перешел в Россию. 

С 1982 г. по благословению Духовного собора этот чин, народом также именуемый «отчиткой» в надвратном храме проводил архим. Герман (Чесноков). Впоследствии он же совершал его на Воскресенском подворье обители. В 2019 г. ревностный служитель Божий преставился на 79 году земной жизни. О том, проводится ли чин сейчас, на сайте монастыря информации нет, однако размещен телефон, по которому эти вопросы предлагается уточнять индивидуально. 

Современные пастыри относятся к чину неоднозначно. Сам о. Герман полагал, что иногда немощь человека действительно объясняется находящимися внутри него нечистыми духами.  

А вот прот. Дионисий Свечников пишет: «Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами». 

К тому же, многие говорят о том, что необходимо различать психическое, требующее чисто медицинского вмешательства, и собственно духовное заболевание, требующее помощи Церкви. Признаком последнего обычно является неадекватная реакция (от резкой головной боли, например, до тяжелых отклонений поведения) именно на святыни – храм, иконы, таинства. Поэтому перед обращением к совершителю подобного чина рекомендуется получить совет опытного духовника о необходимости подобного священнодействия. 

Интересные факты об обители 

Приезжающие в монастырь, знают о нем немало, тем не менее встречаются с некоторыми особенностями, о которых ничего не говорят путеводители. Среди них: 

  • здесь не предусмотрены конкретные суммы пожертвований за требы, даже за свечи; последние можно взять бесплатно; если же есть возможность внести лепту, деньги можно опустить в церковную кружку; 
  • монашеские правила строги: «братская» часть монастыря отделена от открытой для посещения мирянами; если нужно встретиться с кем-то из братии, следует сообщить об этом дежурному на проходной, после чего ожидать здесь же; 
  • подсчитано, что ежегодно обитель посещает до 300000 туристов; в последние годы среди них можно очень часто увидеть выходцев из Азии; по подсчетам, только китайцев приезжает сюда до 100000, что составляет треть туристического потока; причем каждый пятый приезжает не с группой, а лично, с благоговением посещая местные святыни. 

Полезная информация для паломников и трудников

 

Монастырь открыт для всех желающих с 5 ч. утра до 9 вечера. По праздникам врата не закрываются круглые сутки. Богослужения совершаются ежедневно, расписание меняется, так что перед поездкой стоит свериться с интернет-страницей лавры. Желающим попасть на службу в Успенский собор следует иметь ввиду, что храм – «летний», зимой службы идут в Трапезной церкви прп. Сергия. Исповедь традиционно проходит в надвратном храме св. Иоанна Предтечи. Расписание ее совершения также можно узнать на сайте. 

При обители для паломников есть: 

  • три гостиницы, размещение стоит от 450 до нескольких тысяч рублей за сутки; 
  • четыре трапезные. 

В монастырь также можно приехать трудником, для этого с обителью следует связываться предварительно.

Почтовый адрес: 141300, Россия, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра  

Телефон для справок по общим вопросам:

+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно)

Телефоны для заказа экскурсий:

+7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70; +7 (496) 541-55-45 (ТИЦ для индивидуальных путешественников)

Официальный сайт: stsl.ru

Социальные сети

Многие из раз побывавших здесь очень хотят вернуться снова. Таков дух этого места, пропитанного святостью. А потому душа, как бы ни была она погружена в мирские попечения, ощущает его, как свою духовную родину. 

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии