«Скорбью о благе ближнего» называют этот тяжелый грех святые отцы. Зависть – тяжелое состояние, удаляющее от Бога, ведь вместо Божией воли о себе и ближнем, человек силится подставить свою, и, не будучи во власти изменить что-либо, ропщет на Творца.
Что это за порок в православии
Впервые определение состоянию дается в Ветхом Завете. 10-я по счету заповедь Закона Моисеева гласит:
«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17).
Таким образом, зависть – желание того, что тебе не принадлежит. Крайнее проявление этой страсти – прямое желание зла более успешному (по мнению завидующего) ближнему.
Оно может доводить до крайне опасных состояний. Именно зависть первенца Адама, Каина, к брату Авелю, жертва которого была принята Господом, толкнула его на первое в истории человечества преступление: убийство.
Но хуже всего то, что такой грех саморазрушителен: первым, кто совершил его, был Денница, высший из Ангелов. Зависть к Богу толкнула его на дерзкое противление Создателю. Но, отпав от источника жизни, бывший Ангел потерял свое совершенство, став диаволом.
Разрушает себя и завидующий человек: одержимый страстью сосредоточен на переживаниях по поводу чужого благополучия, но бессилен что-либо изменить.
Отсюда – постоянное нервное напряжение, навязчивые мысли о чужих успехах, поиски «виноватого» в проблемах. Из множества грехов именно зависть – болезнь в чистом виде, не доставляющая даже иллюзорного, краткого удовольствия.
Откуда берётся злой помысел?
Причина греха, по мнению многих святых отцов – гордыня. Свт. Тихон Задонский говорит:
«Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят».
Но провоцирует возникновение страсти не только неудержимое самолюбие. Современные психологи и опытные духовники говорят, что, кроме собственно гордости, причиной болезненного недовольства благополучием другого могут быть:
- зависимость от чужого мнения, окружения: такому человеку крайне важно, какой марки телефон сейчас «в моде», какие места отдыха престижны; вместо того, чтобы уделить внимание собственной жизни, он занят чужой;
- такое отсутствие самодостаточности может идти от заниженной самооценки, быть следствием травмы от пережитых, возможно, в прошлом унижений; травмированный боится любой неудачи, и одновременно тяжело воспринимает успехи других;
- наконец, грех провоцирует современная общественная атмосфера, с детства приучающая к конкуренции, гонке за успехом; представление о том, что у каждого – своя мера, собственное предназначение, непопулярно, а потому духовно неопытный человек легко поддается влиянию среды.
Один из семи смертных страстей
Сосредоточенность на чужих успехах, чем бы она ни была вызвана, ведет к пагубным последствиям. Ведь речь идет не просто о желании чужого (или такого же, как у ближнего), но о противлении воле Божией о каждом человеке.
Кроме того, завидующий, как правило, старается найти в своем «объекте» предмете завидования, черные стороны, всевозможный негатив, а значит – впадает в грех осуждения, предвосхищая Божий суд.
Осуждение со временем становится «второй натурой» завидующего, а значит – ведет его прямо к погибели, безвозвратно удаляя от Господа.
1Декабря1963 годаАрхимандрит Кирилл (Павлов) в проповеди говорил: «Если другое зло имеет некий предел, то зависть предела не имеет, — она есть постоянное зло, безграничный, бесконечный грех».
Именно поэтому зависть, особенно, по слову свт. Игнатия (Брянчанинова) «доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему», ведет к вечной смерти.
Как бороться и избавиться от пагубы
Страсть – болезненное состояние, требующее уврачевания. Средства преодоления ее – обращение к помощи Божией, пересмотр, изменение своей жизни, наконец, конкретные дела, противоположные делам ненависти.
Прежде всего, следует:
- признать существование проблемы; многие завидующие скрывают страсть даже от самих себя, годами находясь в ее круговороте;
- понять, что без помощи Божией недуг не может быть побежден, силы человека ограничены, а за страстью стоят непосредственно силы бесовские – первые завистники, виновники падения праотца Адама и, конечно, собственного падения.
Понимание собственного бессилия перед страстью – первый шаг к ее лечению, ведь в немощи человеческой как раз совершается сила Божия.
Важнейшее подспорье для борьбы со страстью – таинство Покаяния, в котором Сам Господь через священника освобождает верующего от греха, дает ему силы не повторять содеянное – настолько, насколько сильна решимость кающегося.
Падения в грех могут продолжаться долго, но не следует унывать, всякий раз приступая к Исповеди, прося поддержки свыше.
Опытные духовники советуют как одну из сильнейших молитв, врачующих греховное состояние, 90-й псалом («Живый в помощи Вышнего»). Он прямо направлен на тех, кто стоит за страстью – бесов, и особенно страшен для них.
Кроме того, нарушающему заповедь «не завидуй» можно молиться:
- Иисусу Христу – любой молитвой, к которой лежит сердце;
- Пресвятой Богородице;
- Ангелу Хранителю;
- свт. Николаю Мирликийскому, как скорому помощнику в любых бедах.
Особенно отзывчивы святые, сами при земной жизни пострадавшие от козней злых людей. Среди них:
- царь и пророк Давид, долгие годы гонимый Саулом, но не произнесший даже слова осуждения врага;
- князья-мученики Борис и Глеб, убитые своим братом;
- блж. Матрона Московская; она тоже стала жертвой завидовавших ей родных, будучи изгнана ими из дома.
Причины страсти необходимо искать также самому. Стоит подумать, почему возникла зависимость от окружения, преувеличенное внимание к чужой жизни. Необходимо уделить внимание себя, своим интересам, потребностям.
Нет людей, бесполезно пришедших в мир, каждый имеет свою судьбу, свое определенное Господом предназначение. Сумели ли мы его распознать, увидеть волю Божию в собственной жизни?
Библия настоятельно требует устраняться от человека, одержимого завистью, как от заразного больного. Псалмопевец Давид говорит: «Гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях» (Пс. 100:5), то есть с завидующим, имеющим «несытое сердце», нельзя даже сидеть за одним столом.
Предостережение неслучайно: этот грех крайне заразен. Поэтому, борясь с ним, стоит, насколько возможно, уклониться от подобных себе «товарищей по несчастью».
Это, конечно, не означает пренебрежение или осуждение, но лишь разумное ограничение общения, чтобы не усугублять свою немощь. Уврачевание ее – дело Бога, но не людей. А вот получить «рецидив» страсти, общаясь в привычном кругу завидующих и осуждающих, можно очень быстро.
Интересный фактПо мере преодоления духовной болезни, если есть возможность, можно последовать совету свт. Григория Паламы, рекомендующего дела, противоположные страсти: «Не желая чужого, воздерживайся, если можешь, и от любостяжания. Еще лучше, если от своей собственности станешь уделять просящему, по мере сил, будешь милостив к нуждающимся в милости, и не будешь отвращаться от хотящего у тебя занять. Если найдешь потерянное, возврати потерявшему, хотя бы он был из числа твоих недоброжелателей».
Но переоценивать свои возможности не стоит: подобные поступки могут быть поначалу очень болезненны для недугующего. Воздержание от осуждения ближних, молитва, покаяние, пересмотр собственной жизни – вот небольшие шаги, ведущие к выздоровлению.
Старая истина гласит, что любой недуг проще предупредить, нежели лечить. Так как зарождение болезни может начаться уже в первые годы жизни человека, предупреждать ее нужно тоже с детства. Родителям необходимо обратить особое внимание на отношения в семье:
- всячески помогать ребенку развивать свои таланты, но не поощрять приверженность к «конкуренции» с другими;
- если детей несколько, совершенно нет необходимости сравнивать их способности, таланты, уничижая одного или другого;
- если проблема уже возникла, необходимо постоянно бороться с ней, но не наказаниями и нравоучениями: стоит поощрять совместные дела детей, хвалить каждого за успехи, стараться уделять равное внимание.
Атмосфера доверия, любви, участия – лучшее средство предотвращения зависти.
Упорный, тяжелый недуг «несытого сердца», который отравляет жизнь человека – не приговор. При помощи Божией и произволении больного лечение его возможно, пусть даже может потребовать месяцы и годы.
Наталья Сазонова
Десять заповедей
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Благовещенский собор в Воронеже
Благовещенский собор Московского Кремля
Первая заповедь
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях